Этот материал Варфоломей Павлович Шабельников занёс в редакцию ещё в мае: «Как будет место в газете – поставьте, очень уж мне хочется, чтоб не забывали армизонцы о славном прошлом коневодства района. Ведь и отец мой к этому руку приложил… А вдруг, мало ли, и подтолкнёт кого эта статья к возрождению лошадного промысла. А?»
Уже в отпечатанном виде материал пролежал в «запаснике» больше месяца, и был запланирован в один из первых номеров июля.
…Недавно Варфоломея Павловича Шабельникова не стало. Светлой памяти ветерана, много лет отдавшего труду на благо своей малой родины, мы посвящаем эту статью о коневодстве Армизонского района
Постановлением Совета Министров Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 15 октября 1949 года «О развитии коневодства в колхозах, совхозах и конных заводах в 1950 – 1951 г.г.» определена программа работ по увеличению конского поголовья и его улучшению.
Этому важнейшему документу предшествовал Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда и награждении орденами и медалями СССР передовиков сельского хозяйства за достижение высоких показателей в животноводстве»
Передовики коневодства, широко используя богатые ресурсы природы, преобразуя и совершенствуя существующие местные породы лошадей, создали целый ряд новых конских пород.
Местные породы лошадей области развивались в суровых условиях резко континентального климата Сибири и сложились в выносливую и неприхотливую лошадь. О хорошей выносливости, стойкости к холоду и нетребовательности сибирской лошади было известно ещё в глубокой старине.
Развивающаяся экономика сельского хозяйства предъявила новые требования к аборигенной лошади. Сейчас требуется лошадь, имеющая крупный рост, с хорошей рысью, большой грузоподъёмностью и в то же время обладающая полезными качествами, присущими местным лошадям.
Примером развития коневодства в области явился Армизонский район, расположенный в восточной лесостепной зоне Тюменской области на границе с Курганской областью.
Рельеф района – равнина с обильно разбросанными по всей территории огромными полузаросшими пресными озёрами, занимающими половину земельной площади колхозов и совхозов того времени. Колхозы богаты хорошими пастбищами и лугами. Пахотоспособные земли – в основном деградированные чернозёмы, расположенные между озёрами, на гривах с редко стоящими островками (колками) берёзовых лесов.
Район имел животноводческо-зерновое направление, в котором основные места занимают: в полеводстве – пшеница, а в животноводстве – лошадь, имевшая, вследствии дальности расстояний от промышленных центров (Курган, Тюмень, Петропавловск, Ишим и Омск), особенно большое значение в крестьянском хозяйстве.
В конце XIX столетия на территории Тюменской и Омской областей возникали частные конные заводы, работавшие с орловскими рысистыми жеребцами и метисами американского рысака.
Не имея возможности приобрести чистопородных лошадей и особенно жеребцов, армизонские крестьяне вынуждены были довольствоваться для улучшения породы своих лошадей жеребцами 1-го и 2-го поколений от заводских жеребцов и местных маток, скупаемых у окрестного населения.
Среди этих жеребцов встречались экземпляры довольно удачные в заводском отношении. Так, часто упоминались клички жеребцов – Буланко, Бурко и Большой Серко, бывшие отличными бегунами и оставившие хорошее потомство.
В составе маток на племенных коневодческих фермах имелись крупные, костистые, хорошего упряжного склада лошади, про которых говорили: «Эта от Буркиного сына» и т.д.
В то время большую помощь в приобретении племенных жеребцов оказывало кредитное товарищество. Трудно было установить происхождение и породность этих жеребцов, но ясно, что это были рысаки, хотя и довольно разнообразные по своему составу. В деревне Горюновка много было лошадей разных возрастов золотисто-бурой масти и хороших упряжных форм, в деревне Снегирево большинство лошадей вороных в типе русского рысака, в деревне Кайнак – гнедых и т.д.
На формирование «армизонской» лошади огромное значение оказал отбор лучших по развитию и выносливости животных и их тренировка. Правда, эти мероприятия проводились стихийно и неорганизованно.
Считалось нормальным, что по дороге в г. Ишим первую кормёжку и отдых делали в селе Локти, пройдя 100 километров. Над владельцем, лошади которого не проходили этой дистанции без корма, открыто посмеивались.
Ежегодно в зимнее время почти во всех деревнях устраивались бега и скачки на 10-20 и даже на 100 вёрст. К жеребцам-победителям подобных испытаний приводили кобыл на случку за сотни верст.
Всё это имело огромное влияние на выращивание выносливой дистанционной лошади, хорошо приспособленной к суровым местным условиям.
Отсутствие в условиях единоличных крестьянских хозяйств единого плана работы не давало армизонской улучшенной лошади, хотя она и славилась далеко в округе, сложиться в группу близких по типу лошадей.
На пастбищах, богатых растительностью, близкой к степному травостою, паслись косяки колхозных лошадей. Положительные результаты планового ведения хозяйства сказались в первые годы существования колхозов.
Начался период организованного завоза племенных производителей в колхозы района.
Первыми жеребцами, завезёнными в район, были Сокол, Утес, Кардинал, Натурный, Ударник, Ожуренный, из которых наиболее заметный след оставили Кардинал и Ожуренный.
Коневоды Армизонского района понимали, что одним заводом племенных жеребцов нельзя добиться резкого и быстрого улучшения коневодства. В 1928 году организуется первая в районе племенная коневодческая ферма в коммуне «Красные орлы». В 1934 году были организованы новые племенные коневодческие фермы в колхозах «Путь Ленина» (д. Новорямово), имени Кирова (д. Орлово), «Ленинский путь» (д. Няшино) и «Заветы Ильича» (д. Южно-Дубровное). В комплектовании этих ферм большую роль сыграли породистые лошади, выведенные на ферме коммуны «Красные орлы».
В 1937 годы были организованы племенные коневодческие фермы в колхозах «Прогресс» (д. Въялково), им. Сталина (д. Прохорово) и «Красный гигант» (д. Жиряки), комплектование их происходит за счёт выранжированной продукции 40-го Омского госконзавода и племенной коневодческой фермы колхоза «III интернационал» Ульяновского района Омской области.
С этого времени развитие племенного коневодства в колхозах района идёт значительно быстрее. Принимаются меры к хорошему кормлению и содержанию племенных лошадей. Лучших из них записывают в государственную и районную племенные книги. Ежегодно до 40 лошадей участвуют в бегах на Тюменском областном ипподроме, выигрывая большинство призов и устанавливая новые областные рекорды (Дерби, Докер – о котором говорили хорошо скроенный и крепко сшитый, Жиган, Память Эрзерума, Сокол и др.).
В самом же районе становится традицией проведение летом «Дня коня», на котором, после закрытия большой коневодческой выставки, при огромном стечении зрителей – колхозников Армизонского, Бердюжского, Омутинского районов и соседних Частоозерского, Мокроусовского районов Курганской области - проводились рысистые бега.
Развитие племенного коневодства не ограничилось только рамками Армизонского района, оно оказало существенное влияние и на окружающие Бердюжский, Омутинский, Казанский и Упоровский районы. Продажа жеребцов приобретает плановый и массовый характер и достигает к 1940 году суммы в полмиллиона рублей, становясь серьёзным источником денежных доходов колхозов.
В период Великой Отечественной войны армизонские коневоды дали родной Советской Армии много хороших лошадей.
Характерно, что рысистые лошади, выросшие в колхозах Армизонского района, под влиянием своеобразных условий содержания, кормления и воспитания, а также благодаря влиянию местных матерей, при хорошо выраженном типе рысистой лошади и удовлетворительных упряжных формах, сложились в особый тип «простоватого», некрупного, но компактного рысака, хорошо приспособленного для работы в сельском хозяйстве и прекрасно бегущего на ипподроме.
Район является основной базой снабжения многих районов области племенным чистопородным материалом и, по сути дела, уже перерос в район-рассадник.
В развитие племенного коневодства внесли огромный вклад специалисты, руководители колхозов, совхозов, коневоды. В их числе главные зоотехники района по коню Яков Дмитриевич Березин, Михаил Акимович Шевелёв – уроженец д. Няшино, мастер наездник Московского ипподрома, Дмитрий Никифорович Долгих.
Председатели колхозов – Павел Максимович Колмаков, Сидор Стафеевич Сараев, Степан Стафеевич Бочагов, Пахом Прович Маклаков.
Особых слов благодарности заслуживают, как их в то время называли, «мичуринцы» – коневоды: Артемий Васильевич Исаков из д. Новорямово, Фёдор Иванович Ударцев – д. Южно-Дубровное, Павел Захарович Шабельников – д. Шабалино, Фёдор Алексеевич Зарубин – Прохорово, Федосья Константиновна Скипина – д. Няшино, Мария Изотовна Ощепкова – д. Въялково, Гурьян Иванович Курочкин – д. Семискуль, Иван Иосифович Кутырёв – д. Снигирево, Николай Иванович Плоских – с. Армизонское, Пётр Павлович Степанов – д. Иваново, Максим Иванович Третьяков и многие другие. Специалист высокой квалификации по искусственному осеменению лошадей в 1949 и последующих годах колхоза имени Ленина (Няшино) - Иван Егорович Иванов. Это к нему вели коневоды со всей области конематок на осеменение.
Высоких показателей по резвости, благодаря труду коневодов-конюхов, достигли многие жеребцы. На нашей памяти - Бунтарь. Изначально он появился в д. Плоское, потом, для дальнейшего разведения чистопородных лошадей, переводят в колхоз «Заветы Ильича» (Южно-Дубровное) на племенную конеферму, где имелись чистопородные кобылицы. А ещё - Стадия, Память Эрзерума и др. Неоднократный чемпион района жеребец по кличке Сокол колхоза им. Кирова (д. Шабалино), под управлением Павла Захаровича Шабельникова; обладатель приза двух районов - Армизонского и Мокроусовского - жеребец Характер под управлением неугомонного Фёдора Алексеевича Зарубина (Прохорово). Хорошую резвость показали жеребец колхоза им. Кирова (Даньково) по кличке Чудак под управлением Пахома Провича Маклакова, и Ландыш колхоза «Рассвет» (Чирково) и другие.
Было бы несправедливо не упомянуть таких лошадей, которые оставили заметный след в развитии племенного коневодства района: Жиган, Улов, Уклон, Сокол, Буйный Боец, Флирт, Берег и др.
Опыт работы коневодов - Исакова, Шабельникова, Скипиной, Ударцева, Иванова и других - убедительно говорит о большом значении полноценности кормления, содержания лошадей в различные стадии их развития и существования.
Накопленный коневодами Армизонского района богатый опыт работы с племенными лошадьми рысистой породы применялся лучшими коневодами окружающих районов и множил ряды передовиков коневодства Ишимского и Юргинского районов.
На первой Тюменской областной сельскохозяйственной выставке 1951 года свыше 200 передовиков коневодства демонстрировало свои показатели по улучшению лошадей. Среди 110 лошадей – экспонатов выставки - были представлены результаты чистопородного разведения, поглотительного скрещивания и прилития крови с орловским и русским рысаками, брабансонами, рысаками-тяжеловозами.
Армизонские коневоды представили на выставку 17 чистопородных лошадей, выращенных в колхозах. Чемпионом выставки по русской рысистой породе экспертная комиссия признала принадлежащего колхозу имени Кирова Армизонского района гнедого жеребца Сокола с резвостью в 2,20 на 1600 метров под управлением мастера-наездника, закреплённого за Армизонским районом, Ивана Николаевича Ульянова.
Коневодство оказало заметное влияние на социально-экономическое развитие района. Хотелось бы надеяться, что опыт работы Армизонских коневодов найдёт себе более широкое применение в молочном и мясном скотоводстве района в данный период.
В. ШАБЕЛЬНИКОВ