Современный Российский суд неуклонно приближается к общемировым
стандартам. Одним из признаков является введение института медиации, как
метод решения споров в несудебном порядке. О том, как работает эта
система, находит ли она применение в современных российских реалиях,
беседуем с заместителем председателя Тюменского районного суда Тюменской
области Светланой Алексеевной Хромовой.
- В современном мире идёт активное развитие медиации как альтернативного
способа урегулирования правовых споров. Какое сегодня существует
законодательное подкрепление деятельности медиаторов и в чём состоит
суть их работы?
- В июле 2010 года был принят Федеральный закон N 193 "Об альтернативной
процедуре регулирования споров с участием посредника". По сути, медиация
направлена на то, чтобы стороны пришли к примирению в досудебном
порядке, в ситуациях, когда нет желания выносить на широкое обозрение
вопросы конфиденциального характера, а также вопросы, связанные с
коммерческой тайной. Медиаторы помогают сторонам найти точки
соприкосновения и психологически благоприятного для обоих сторон выхода
из ситуации. Медиация не предусматривает судебного заседания.
В связи с этим были внесены изменения в Гражданско-процессуальный кодекс
в части возложения на суд обязанностей по проведению досудебной
подготовки по гражданским делам. Сторонам разъясняется их право провести
процедуру медиации - прийти к мирному соглашению.
Процедура медиации новая, в областном центре пока нет практики её
применения. Случались ситуации, когда стороны обсуждали вопрос о
возможности проведения данной процедуры, но не могли договориться.
На территории Российской Федерации медиация применяется, но не часто.
Причин тому несколько. Во-первых, граждане не знают о самой процедуре.
Во-вторых, играет роль наш менталитет - в российском обществе высока
степень конфликтности в разрешении споров. В-третьих, отсутствуют навыки
и традиции проведения переговоров как таковых. Кроме того, медиаторы
оказывают свои услуги не бесплатно: размер вознаграждения зависит от
объёма проделанной работы.
Когда стороны приходят к решению провести эту процедуру, им
предоставляется 2 месяца, в течение которых длится медиация. К суду как
таковому медиатор не имеет отношения, он - посредник в урегулировании
споров, и содействует в принятии решения по существу спора.
Итоговым документом является медиативное соглашение, в котором
определено, каким образом разрешён спор. Это соглашение утверждается
судом, после чего обретает юридическую силу и публикуется.
- Усложнение сферы гражданского общества естественным образом приводит к
возрастанию числа споров, ведь происходит умножение интересов и
потребностей личности. Но подвластны ли юридические конфликты разрешению
в рамках медиации?
- Споры по определённым категориям возможно и даже целесообразно
разрешать в рамках медиации. Это, в первую очередь, семейные споры, в
том числе между разведёнными родителями по поводу воспитания и общения с
ребёнком, а также имущественные, земельные споры и т.п. При рассмотрении
подобных ситуаций в суде на всеобщее обсуждение выносится много фактов,
которые зачастую не стоит предавать огласке. С помощью применения
медиации все детали останутся тайной.
- Поможет ли медиация в силу особой технологии проведения переговоров,
направленной на сотрудничество спорящих сторон, убедить участников,
например, экономической деятельности перейти от конфронтационного типа
отношений к отношениям сотрудничества?
- Экономические отношения больше основаны на взаимоотношениях
юридических лиц, что входит в компетенцию арбитражного суда. Будет ли
применяться процедура медиации в арбитражном суде, пока неизвестно.
- Какими качествами должен обладать медиатор?
- В России нет навыков и традиций примирения. Поэтому самое главное
качество медиатора - это умение слушать и слышать. Не менее важно
донести свою мысль так, чтобы она стала понятна простому гражданину. Ну
и, конечно, нужно суметь привести спорящие стороны к единому мнению.
Медиатор также должен вызывать доверие.
Конечно, если у медиатора будет юридическое образование, это только
плюс. Жизненный опыт, знание психологии, умение ориентироваться в
ситуациях - приветствуется.
- При благоприятном развитии событий через какой промежуток времени
институт медиации укрепится в Российской правовой системе и нужно ли, в
качестве воспитания правовой культуры, начинать изучение правовых основ
ещё в школе?
- Если систему примирительных процедур рассматривать как одну из
составляющих правового образования, то, возможно, лет через десять
медиация войдёт в привычный обиход.
В систему общего образования необходимо внедрять правовое воспитание.
Это должна быть какая-то обязательная дисциплина: речь идёт не об
изучении нормативно-правовых актов, а о воспитании уважения к закону как
таковому. Уже в детсаду нужно объяснять, что конфликты следует разрешать
не силой и кулаками, а цивилизованно.
Считаю, что ребёнку нужно разъяснять, какие последствия будут, если он
толкнёт или ударит сверстника, а не просто ограничиваться словами
"можно" и "нельзя".
Моральные принципы - уважение, сострадание, нравственность, культура
поведения - идут рука об руку с правовой культурой.
Беседу вела Кристина ТРЕТЬЯКОВА.