«Хорошие люди москвичи, но жилищный вопрос их испортил…» Эта крылатая фраза из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как нельзя лучше характеризует отношения, возникающие между сторонами в данной сфере. Мы убедились в этом, побывав в Александровке и побеседовав с жильцами муниципального 16-квартирного дома.
СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Посетить дом мы решили по собственной инициативе. А оказалось, нас ждут здесь с нетерпением. Внешний вид двухэтажки довольно непрезентабелен. Зато внутри квартиры – уютные, аккуратные. Заходим в первую попавшуюся дверь. Знакомимся с хозяйкой – М.М.Нефёдовой.
– Ой, моя бусинка, квартира тёплая, уютная. Живу, как в городе. Всё бы хорошо, да вот только сантехника не хватает. Унитаз течёт, а специалиста нет, не к кому за помощью обратиться, – говорит пожилая женщина.
Соседки по лестничной площадке Л.С.Ударцева и А.М.Туркова присоединились к её словам.
– Нам дети помогают. Но это всё равно не дело. Должен быть человек, которого можно вызвать в случае аварии, – добавляют они.
В одной из квартир на втором этаже мы встретили старшую по дому М.В.Папушину. Визит журналистов её удивил и обрадовал.
– Вы из редакции? А я вот только на днях на вашу горячую линию «23-2-96» звонила…А проблема такая. В декабре счётчики поставили. Хотя говорили, что их должны были установить ещё во время ремонта дома. За приборы и установку платили мы, деньги нам обещали вернуть. Но вот уже январь, а расходы нам ещё никто не возместил, – рассказывает Мария Васильевна. – Квартиры тёплые, уютные. Но есть недостатки. Окна сыреют, углы промерзают, двери в подъездах и входные в квартиры «отходят». Не во всех квартирах есть плинтусы. Лестничные площадки ничем не покрыты, просто голый цементный пол. Стоки есть, но нет отводов, и вода с крыши под дом течёт. Краны и унитазы протекают. Ваннами никто не пользуется, потому что горячей воды нет. А за воду по нормативу платили, хотя и не пользовались. И ещё один вопрос есть: некоторые жильцы не дают включать в подъездах лампочки, говоря, что электроэнергию надо экономить. Но ведь за освещение мест общего пользования платит управляющая компания? Никак мы этот спор разрешить не можем! И ещё одна проблема имеется. В квартире, что с торца здания, живёт 82-летняя бабушка. Там крылечко такое узенькое, что она чуть ли не на карачках с него слезает. Сын жердинку прибил, чтобы было за что держаться. Но разве это дело? Почему строители никаких поручней, перил не поставили?
НА РИНГ ПРИГЛАШАЮТСЯ!..
Претензии жильцов вполне понятны. В своих бедах они винят чиновников. Наверное, это уже можно назвать народной традицией: априори не доверять коммунальщикам, строителям и так далее.
Но следует выслушать и другую сторону. Поэтому для участия в «брейн-ринге» были приглашены заместитель главы района С.Г.Цуканов, генеральный директор ООО «Юникс» А.Н.Кривицкий и руководитель управляющей компании 16-квартирного дома Г.И.Капустин. Жильцы называли имя ещё одного подрядчика – некоего К.Элояна. Но пригласить его не было возможности, так как стало известно, что данный гражданин находится за пределами нашего района.
РАУНД ПЕРВЫЙ
Свою точку зрения первым высказал заместитель главы района С.Г.Цуканов:
– Российским законодательством определён порядок пользования многоквартирными домами. Жилищный кодекс говорит о том, что места общего пользования содержат граждане, проживающие в этом доме. Они могут управлять этим имуществом непосредственно или через управляющую компанию. Дом, о котором идёт речь, является собственностью муниципалитета, квартиры там муниципальные. И собственник определил способ управления местами общего пользования – через управляющую организацию. Путём конкурса была выбрана управляющая организация под руководством Г.И.Капустина. И вот уже год она управляет данным домом, местами общего пользования. Заключён договор с каждым нанимателем, где указаны права и обязанности каждой стороны. Наниматель обязан содержать и производить текущий ремонт внутри помещения, то есть, где непосредственно пользуется коммуникациями, самостоятельно. И заключён муниципальный контракт с управляющей организацией, где определён перечень работ, которые должна выполнять данная управляющая компания за определённую плату от нанимателей.
Вопросы, которые у граждан возникают, всегда были, есть и будут, – продолжает С.Г.Цуканов. – Жилищный вопрос тяжёлый. Эти новшества сегодня дошли и до нашего района. Все мы начинаем учиться жить в этом направлении и стараемся по мере возможностей заставлять граждан и организации. Конечно, есть сбои в работе. Но это всё решаемо. Считаю, чем чаще с людьми встречаться, вести диалог, тем будет лучше. В контракте всё прописано. Ежеквартально организация отчитывается за ту работу, которую она должна по этому контракту исполнить. Г.И.Капустин сегодня предоставил нам отчёт, где обстоятельно расписано: сколько фактически собрано средств и куда они направлены. Остатки денег, которые находятся на счету, жильцы дома могут направить на текущий ремонт тех же лестничных площадок. Для этого надо организовать общее собрание.
РАУНД ВТОРОЙ
К разговору присоединился руководитель управляющей компании Г.И.Капустин.
– Ежеквартально собрания не проводились. Встречались по случаю, когда требовалось. Мы объясняли людям, что на содержание мест общего пользования взимаются деньги, а конкретно 147 рублей. За год собрано 19853 рубля. За 2012 год было истрачено 6600 рублей на различные нужды. Но по плану мы должны были собрать 27000 рублей. Не все оплачивают. Задолженность жильцов составляет 7200 рублей. На счету находится остаток в размере 13220 рублей. На эти деньги можно сделать ремонт. Я так и говорил, накопим денег и можем их направить на эти цели, – отметил Г.И.Капустин.
Что касается сантехника. Был человек закреплён, два месяца отработал и отказался. Сейчас подыскиваем другого слесаря из местных жителей, потому что за пятьдесят километров накладно специалиста возить.
Двери и в квартирах, и в подъездах стоят новые. Почему их «повело» – затрудняюсь ответить. Это к подрядчику вопрос.
Про освещение мест общего пользования, а именно лестничных площадок, подъезда, замечу – не надо там всё время выключателем щёлкать, за энергию оплачено за год вперёд.
РАУНД ТРЕТИЙ
Наступил черёд отвечать генеральному директору ООО «Юникс» А.Н.Кривицкому.
– В этом доме наша организация ремонтировала только три квартиры. Остальные – другой подрядчик. Надо отметить, ремонт проводился в два этапа. Перерыв между ними составил больше года. Это не могло не сказаться на качестве. Потолки в некоторых местах пожелтели, потому что кровля была не починена, и по крыше бежала вода. В подъезде двери ставим мы уже вторые, теперь третьи поставим – но они же деревянные, поэтому их «ведёт» из-за атмосферных осадков. По новому стандарту дверь должна ставиться железная, под козырьком. А квартирные двери в порядке, закрываются лёгким движением ключа, просто бабушки хотят ходить друг к другу в гости, не закрывая их, как при коммунизме. Пластиковые окна «побежали» потому, что фасад не заизолирован, в стенах трещины, и холодный воздух свободно попадает внутрь. Отсюда и промерзание углов. Необходимо утеплять дом снаружи. Что касается водоотвода, то общий стояк есть, остаётся добавить «колено» – и всё. Водонагреватель в ванную обойдётся в 2000-2500 рублей. Установить мы его бабушкам поможем, – подчёркивает А.Н.Кривицкий.
ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛИ?..
– Ремонт фасада зависит от дополнительного финансирования. Пока средств нет. Надо ждать. Нельзя сбрасывать со счетов то, что в районе есть и другие объекты, которые требуют реконструкции, – добавляет С.Г.Цуканов. – По поводу приборов учёта хочу сказать. Проектом дома они не были запланированы, так как проектно-сметная документация составлялась до принятого закона о ресурсосбережении. Но Правительство Тюменской области обязало установить приборы учёта во всех муниципальных домах. Мы это выполняем. Деньги жильцам на сегодняшний день уже возвращены, как это и было запланировано. В конце 2012 года состоялось заседание Думы района, на котором по ходатайству МКУ «Управление ЖКХ» было принято решение возместить расходы, понесённые нанимателями жилья на установку приборов учёта. Но средства поступили после Нового года. В вопросе по водонагревателям отмечу, что проектом дома они не были предусмотрены. Они приобретаются по желанию нанимателем и являются его собственностью, то есть, если он съедет из квартиры, то заберёт его с собой. По поводу крыльца отмечу, что по строительным нормам всё выполнено правильно. Просто здесь надо решить вопрос индивидуально.
«Брейн-ринг» завершился. К сожалению, не получилось задать вопросы подрядчику, занимавшемуся ремонтом дома во время второго этапа. Но на нет и суда нет. Если приёмная комиссия подписала акт сдачи дома, следовательно, претензий к выполненной работе не было. Радует, что обе стороны услышали друг друга, и недостатки, возведённые александровскими бабушками в ранг большой проблемы, будут устранены. Как правильно заметил С.Г.Цуканов, надо чаще встречаться с людьми, беседовать, вести диалог, возможно тогда жилищный вопрос никого окончательно не испортит.