-Конечно, что бы мы ни говорили, как бы не планировали, главное все-таки на сегодняшний день – курс на увеличение личного подворья населения, на организацию крестьянских хозяйств.
Мы уже довольно долго сидим с главой администрации Окуневского сельского поселения Сергеем Александровичем Курковым в его кабинете и беседуем на различные темы, но все они, в конце концов, сходятся к одной – что надо делать, чтобы территория развивалась и становилась год от года более сильной и самостоятельной. У Сергея Александровича много планов, интересных задумок, нестандартных идей. Я об этом тоже постараюсь рассказать. Но главное, что вполне реально и самое осуществимое, – это действительно ставка на развитие личных подворий.
Я, конечно, понимаю, что разведение и содержание скота – работа тяжелая, можно сказать – круглосуточная. Многие уже скептически смотрят на это, тем более, что в магазине свободно можно купить любую сельхозпродукцию. А вот живущие в глубинке думают иначе.
-У нас практически в каждом дворе в Нестерово, Одышке, Карьково держат коров, овец, поросят. Вы повидаетесь с хозяевами самых больших подворий?
-Конечно, постараюсь. Не со всеми, разумеется, но все же, - ответила я. И поехала видаться.
Ну Корпусовы дают!
-Таня, это правда, что у вас только дойных коров семь, я не ослышалась? – с ходу обращаюсь к Татьяне Васильевне Корпусовой, с которой меня связывает многолетняя дружба, еще в институте вместе учились.
-Ну конечно, правда, откликается она. – Ты же знаешь, мой Саша по-другому не может…
В свое время выпускницу Ишимского педагогического института судьба забросила в Одышку. Честно говоря, я не думала, что она там надолго останется. Ну, поживет годик-другой - и уедет, что ей, городской девчонке, делать в нашей глуши? А она не только осталась и много лет проработала не просто учителем, а директором Одышкинской школы, но и вместе с мужем, которого нашла в этой самой Одышке, стала заправским фермером. И все это – без отрыва от производства, так сказать.
Правда, в этом году Татьяна Васильевна впервые не пришла 1 сентября в школу - решила пожить для себя, как она говорит.
-Ничего себе – для себя, - удивляюсь я, прекрасно понимая, какой это адский труд - личное подворье. – Ведь у вас еще подростки, овцы, свиньи, куры, кролики…
-Да брось ты, - отмахивается она. – Вот мы сейчас с тобой сидим, болтаем, чай пьем. А где, ты думаешь, Саша?
-Откуда же я знаю, на работе, наверное (он водитель школьного автобуса).
-А вот и нет, в стайках убирает, на минутку домой заскочил.
-Так что же мы тут рассиживаемся, пойдем к нему…
И мы пошли. Действительно, Александр Павлович быстренько управился со скотиной - ловко, привычно орудуя вилами. Огляделась я по сторонам – и ахнула: вокруг стаек зароды стоят, как раньше на фермах. А один такой длины и высоты, что я, сельский житель, и то изумилась. За сеном стоит техника – все, как положено: трактор, сельхозинвентарь, «банка» для прессовки сена.
-Ты что, сам такое количество сена заготавливаешь? – удивилась я.
-А кто же еще? – усмехнулся он. - Вот в этом году двадцать зародов поставил. Мне и Таня помогает, на зароде стоит. Думаешь, не умеет?
Я уже ничего не думаю. Только понимаю, что далеко не все способны на такое. Не каждому это по силам. Но и одышкинцев я тоже знаю хорошо: даже старики хоть поросеночка, а держат, а те, кто помоложе, без коровы своей жизни не мыслят.
-Вот как ты представляешь себе полноценную жизнь в деревне без хозяйства? – спрашивает меня Александр.
-Чтобы она была полноценной, надо или зарплату, или пенсию хорошую иметь, - согласилась я.
-Ну вот. А в деревне это реально?
-В Одышке – точно нет.
-Да мне это не в тягость, - смеется он.
И я понимаю, что действительно не в тягость - вставать до рассвета и ложиться заполночь, любя и оберегая жену, самому доить коров - пусть и аппаратом, но на это тоже надо время, - поить телят, поросят, чистить стайки и клетки… И так – из года в год.
-Да ладно тебе, - тоже смеюсь я. – Ты весь сияешь, когда о своем хозяйстве рассказываешь. Признайся честно: нравится так жить?
-Нравится, - охотно соглашается он.
-А тебе? – поворачиваюсь я к Татьяне.
-Как ни странно – тоже, - не раздумывая, говорит она. - Сейчас вот отел начнется, малышей будем выхаживать. Потом огород посадим. Люблю, когда он стоит как картинка. А если уж сильно заскучаю по городу, то Саша меня без слов отпускает. Да только я сама не хочу его надолго оставлять… Мы по-другому жить не умеем.
И я понимаю: пока есть силы, пока чувствуют себя молодыми, они будут трудиться не покладая рук, совсем не думая, что тянут лямку – и правильно делают, иначе можно себя до депрессии довести. А они улыбаются, смеются, шутят – просто молодцы!
Как я уже говорила, Одышка – особое поселение единомышленников. И хозяйственные все до невозможности. Если начнешь перечислять, то газетной полосы не хватит, и, пожалуй, запутаешься и не вспомнишь, кто, сколько и кого держит. Вот возьмем семью Писковых. Оба работают: Юрий Андреевич - шофером в ЗАО «Племзавод-Юбилейный», а Тамара Тимофеевна заведует клубом - и тоже хозяйство держат.
-Сейчас одна корова осталась, а было две. Осенью чем-то отравилась, - говорит Тамара Тимофеевна. Может быть, опять вторую заведем. Без хозяйства никуда. Сейчас вот два подростка еще, свиньи, кур полно. От всего имеем пополнение бюджета. Молоко сдаем, поросят продаем. Разве плохо? И детям можем помочь.
Так живут и рассуждают почти все деревенские люди. А я спешу дальше – в Карьково, к Теплухиным. Хозяин, Александр Александрович, - глава крестьянского хозяйства. Его жена, Тамара Титовна, - депутат Окуневской сельской Думы и осеменатор. Свалюсь им, как снег на голову…
«Как в деревне
без хозяйства?»
Сразу же задал мне такой вопрос Александр Александрович - после взаимных приветствий, улыбок и моих объяснений: зачем я, собственно, пожаловала.
И я понимаю, что для себя он давно все решил. У него 160 гектаров пашни - соответственно, имеются и техника, и склад под зерно, дома – две коровы, овечки, свиньи, куры. Но самое главное – и Александр, и Тамара, и остальные, живущие рядом с ними, вполне искренне считают, что их жизнь – самая правильная.
Действительно, ни они, ни их дети и внуки не ходят с протянутой рукой по соседям. Время они находят на все, даже праздное лежание у телевизора.
-Мы просто знаем, что по-другому хорошей жизни не получится, - говорит Тамара Титовна. – А Саша еще и на работу жадный, его не остановить. Если уж впрягся, то до конца пойдет - такой уж трудоголик.
О себе она скромно молчит, но каждому ясно: чтобы дом был полной чашей, надо трудиться вместе и не считать, кто больше сделал, а кто - меньше.
-У нас в Карьково народ работящий живет, - говорит Сергей Александрович Курков. – Там даже одинокие женщины держат скотину.
То же самое можно сказать и о жителях Нестерово.
Проблем еще –
непочатый край. Но будем решать
Развитие территории – вопрос насущный, очень важный и совершенно не случаен. Сейчас уже просчитываются перспективы, возможности, ресурсы района - вплоть до 2030 года. Естественно, будут учтены все направления развития территории. Но для этого надо видеть, как и каким образом можно использовать то, что нам дано.
-Задачи решать придется нам, - говорит глава Окуневской сельской администрации. – Большинство из них – взаимосвязаны. Например, организация открытия новых рабочих мест уменьшает безработицу. А это значит, надо еще плотнее работать с населением по участию в государственных программах занятости и развития села, искать возможность привлечения инвесторов.
-А такое возможно?
-А почему нет? У нас есть проект - я вам потом расскажу, боюсь спугнуть удачу, - в который человек готов вложить деньги. Если заниматься личным подворьем, то потребуются дополнительные люди для сбора молока. В деревне не очень популярно индивидуальное предпринимательство, а между тем Зинаида Анатольевна Варакина уже много лет шьет и вяжет для нашего населения, у нее есть клиентура даже в райцентре. И так - в любых отраслях деятельности. Надо только суметь пробудить интерес к работе у самих людей, а из года в год это становится делать все труднее. Сложно привлечь молодых специалистов, если нет достойного жилья, хотя условия для работы имеются в каждой школе или ФАПе, например. Вот и получается, что все проблемы надо решать в комплексе. Это, конечно, нелегко - даже учитывая совместную работу с Думой, даже с помощью района и области. Но если мы в свое время решили участвовать в конкурсе на должность главы сельского поселения, то должны этой должности соотвествовать. В конце концов, нам никто не обещал, что будет легко.
На снимке:супруги Корпусовы.