В нашем сознании слово «праздник» чаще всего стоит рядом со словом «радость». Радость ребенка, получившего в честь этого события какой-то подарок, радость взрослого от желанной встречи с дорогими людьми, от общения с ними. Такую возможность предоставили недавно жителям Дубровинского поселения работники культуры – районный центр досуга (его «клуб на колёсах») и Дубровинское передвижное клубное учреждение, что обслуживает данную глубинку, те деревни, где нет стационарных очагов культуры. Центром этого праздника, построенного по сценарию «Красная горка», стала деревня Луговая. Выбрали ее из следующих соображений. Во-первых, из-за удобной «географии»: стоит на тракте. За околицей – озеро, чистый берег, поляна. Красота и простор. Во-вторых, из-за того, что здесь до сих пор довольно прочна общинная скрепа. Если что затевается, какое-то доброе дело, все поддержат эту идею. В-третьих, есть хороший организатор, Екатерина Михайловна Кузнецова, в колхозно-совхозную бытность – бессменный бригадир и депутат, а в постсоветский период – бессменный староста. На бесплатной, кстати, основе. И которую до сих пор люди ценят и уважают.
Немалую роль сыграли и спонсоры – Н.К. Абдуллин, председатель СХПК «Транссервисмолоко», и владельцы частного предприятия, семейная пара Жуковых. А местный житель В. Велижанский безвозмездно выделил тёс для столов и скамеек.
К петраковцам, как именует их вся дубровинская округа (по второму названию населенного пункта, что идет из глубин истории), понаехали гости из других деревень. Самой ближней – Красной Горы, а также из Араксула, Супринской, Катангуя, центра сельского поселения и «отзывчивого» Касьянова. Так его «окрестили» бабушки, комментируя праздник. Кто-то прибыл на своем личном транспорте, за кем-то сходил автобус ПКУ. И, забегая вперед, добавлю, что тем же автобусом развезли затем «безлошадных» по своим деревням.
А теперь несколько слов о сути праздника Красная горка, молодым не очень понятного. Давным-давно, две тысячи лет назад, когда славянские племена верили в многобожие, религиозные обряды справляли они на открытых местах, где-нибудь на холме, на какой-то возвышенности. Этот холм или горку называли в народе красным. Вот и вспомнили те традиции - в игровом варианте, безо всякой религии.
Импровизированную сцену устроили прямо на траве. И каждый в любой момент, по желанию, становился артистом, выходил на широкий круг, пел, играл в коротеньких сценках, танцевал, вставал в хоровод, а устав, садился в тенёчек, под черемуховый кусток.
На столах, расставленных вдоль прясла чьего-то огорода разместилась выставка народного творчества. На показ были выставлены ажурные салфетки, кружевные скатерти, старинные льняные полотенца. Весь этот эксклюзив представила Ольга Сергеевна Кошукова, у которой бережно хранятся старинные вещи ещё из бабушкиных сундуков. И что интересно, есть в роду продолжатель - 16-летняя мастерица Полина Кошукова, чьи рукодельные работы так же останавливают внимание знатоков: и вышивки гладью, и вязаные вещицы, целый кукольный гардероб был представлен ею на выставке.
Невозможно было оторвать глаз от картин и батиков Татьяны Николаевой и Надежды Татариновой. Это дочь и мать, новоселы из деревни Быковой, переселившиеся сюда из Тюмени лет девять назад и довольно крепко осевшие в своем новом «имении».
На две их работы, «Царевна Лебедь» и «Моя деревенька», вышитые первая бисером, вторая мулине, гладью, тут же нашлись покупатели. И как же они сожалели, что картины не продаются. Вообще, свои экспонаты никто реализовывать не думал.
Купить можно было только еду. Домашней вкусной стряпни предлагалось здесь предостаточно – шаньги, булочки, пироги с самой различной начинкой, вафли трубочками, блины. И аппетитные шашлыки из свежей баранины, которые собственноручно жарил Михаил Кошуков, заколов своего барашка.
А его жена Ольга, уже упомянутая выше, и вторая луговская хозяюшка, Тамара Надеина, только успевали обслуживать покупателей. Шашлыки, стряпня и прохладительные напитки – морс из крученой клюквы, смородины и черемуховый компот - уходили с прилавка споро. Но хватило досыта всем.
Как обычно на праздниках, кто-то был в активных участниках, кто-то просто в активных зрителях, чутко реагируя на все смешное, веселое. Впрочем, умелые ведущие З. Сычева, В. Малькова и А. Кульмаметова и баянист С. Сычев не оставили своим вниманием никого, ни малых, ни старых. Абсолютно вся луговская и красногорская детвора участвовала в играх. Да еще и вместе с родителями. Наперегонки носили воду на коромысле – с условием ни капли не пролить. Молодые мамочки Ткачева Евгения и Альбина Селяхина соревновались в беге с препятствиями, отгадывали загадки, «тормошили» всех остальных, если кто-то ленился.
Не сходили с большого круга, проявляя ловкость, смекалку в самых разных забавах, две двоюродные сестрички - восьмилетние Люба Кошукова и Даша Селяхина, шестилетний Паша Ткачёв, его одногодок Селяхин Саша, шестиклассник Кошуков Сёма, девятилетняя Саша Фомина и другие ребята.
Ну а те, кто постарше, кучковались отдельно. Здесь своя манера общения. Игры их не затронули, а вот танцы сманили в круг. От души поплясали все.
Дождались своего звездного часа и бабушки. Вспомнили кучу частушек, спели несколько старинных песен. До чего же всё-таки голосисты наши деревенские певуньи, которым не надо никакого микрофона и никакого музыкального сопровождения. Поют – заслушаешься. Такие исполнительницы народных песен, как Марфа Кирилловна Долгушина, Мария Алексеевна Ромашова, Евгения Тимофеевна Бахтина, Любовь Михайловна Пешкова, Екатерина Михайловна Кузнецова, пригласи их на сцену, вот вам и целый концерт.
Екатерина Михайловна, кстати, знакома и районному зрителю. Мастерица игры на балалайке и ложках, она всегда выступает с этими беспроигрышными номерами на смотрах и фестивалях. На сей раз в ее исполнении прозвучала старинная песня «Шумят сосны, шумят вербы». Под аккомпанемент на ложках. Балалайка пришла в негодность, пояснила потом она, ребятишкам дала, нарядчикам, когда те ходили на святках, а они порвали струну. Так «культурники» обещали поменять.
А ещё обещали провести здесь яблочный спас, это в августе месяце. И грядущие планы публика оценила аплодисментами.
Хочется верить, что такие добрые праздники непременно найдут свое продолжение. И будут оживлять малые деревни, сводя воедино все поколения – старость, зрелость и молодость. А глубинка еще покажет массу всяких талантов. И споет нам редкие песни своим чистым природным голосом.
Любовь БАКАНИНА
Фото Андрея Матаева