Медиакарта
7:54 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Одна судьба, одна стезя

Одна судьба, одна стезя
11:09 | 01 февраля 2013
Источник: Слава труду


Как известно, в ноябре текущего года Аромашевскому району исполнится 90 лет. Некоторые из сегодняшних граждан почтенного возраста прошли с ним фактически весь этот без малого вековой путь, поровну деля все радости и беды. Они с желанием делятся с читателями нашей газеты своими воспоминаниями, мыслями, суждениями. Наш сегодняшний собеседник – Геннадий Иванович Казанцев, коренной житель села Аромашево, в 2012 году отметивший свой 85-летний юбилей.


Супруги Казанцевы часто рассматривают многочисленные фотографии, помещённые в альбомах, вспоминают прожитые годы.

– А чего скромничать, – встречая меня в прихожей, сообщил хозяин, – живём хорошо. Государство нам с женой предоставило двухкомнатную благоустроенную квартиру в центре села: тепло, горячая и холодная вода, места достаточно. Пенсий хватает на хлеб и даже с маслом, так что грех жаловаться.

Не скрою, известных в Аромашево людей, супругов Казанцевых – Геннадия Ивановича и Александру Егоровну – знаю давно. С умудрёнными житейским опытом ветеранами труда иногда встречаемся, беседуем на различные темы. Оба – начитанные, здравомыслящие, готовые дать дельный совет. Глава семьи при общении внушает мужскую надёжность, основательность и вместе с тем обладает оптимизмом и присущим ему чувством юмора.

– В начале тридцатых годов прошлого века наш дом стоял в центре села, на сегодняшней улице 1-е Мая, на месте здания старой пожарной части. По другую сторону перекрёстка находился сельский Совет, где служил секретарём отец – Иван Михайлович, недалече – церковь, – стал вспоминать Г.И. Казанцев после того, как мы прошли в комнату, за стол со стопой альбомов с фотографиями.

– В 1934 году, когда мне шёл седьмой год, отца, несмотря на его должность, признали кулаком. Конечно, по ложному навету. Цепкая детская память помогла сохранить удручающую сцену: ревущую от горя и безысходности мать: «Ва-а-ня, наших лошадей запрягли в нашу же телегу, а за неё привязали коров и повели с ограды!» Кроме того, забрали всё имущество, одежду, родителей с тремя детьми в конце сентября выставили на улицу. Остались лишь лоскутное одеяло, в которое мама закутала двухлетнего младшего брата Германа, да старинная швейная машинка, в спешке оставленная мужиками. Кстати, во многом благодаря ей семья потом и выжила.

Версия раскулачивания семьи такова: якобы дед на заре советской власти от нищеты и голода подался на какие-то золотые прииски, где заработал некое количество драгоценного металла. Прибыв в Аромашево, для семьи поставил дом, открыл лавку по торговле свечами, керосином. Ивана Михайловича по доносу признали сыном торговца и репрессировали.

Семья, оставшись на улице, квартировала у тех, кто примет. Вначале отец договорился с Фешей Поповой, жившей в домике на сегодняшней ул. Коммунальной, затем – в д. Чигарёва ... В 1937 году, 10 октября, Ивана Михайловича в возрасте 55 лет арестовали по линии НКВД, мама Фёкла Яковлевна осталась одна с тремя детьми. Сколько она ни ходила по инстанциям с целью узнать что-либо о муже, ни писала, сообщили одно: «Арестован, осуждён Омской тройкой НКВД, приговорён к десяти годам лишения свободы без права переписки». Как документально подтвердилось позже, муж и отец был расстрелян в г. Ишиме 25 октября.

В 1957 году Ивана Михайловича реабилитировали за отсутствием состава преступления. Но это случилось позже, а тогда...

Детей нужно было кормить, но Фёклу Яковлевну на работу не принимали, как жену врага народа. Здесь и выручала семью швейная машинка: чаще в ночное время при лампе и свечах женщина шила по заказам людей носильные вещи, за работу рассчитывались продуктами.

– Хорошо помню день, когда известили о начале войны. Мы, подростки, тогда купались в речке на окраине села: шалили, веселились. Вдруг слышим голос девочек: «Ребята, вы что веселитесь, война началась!» Нас словно ледяной водой окатили, те, кто старше, быстро оделись, ушли. Через два дня началась мобилизация. Сборный пункт был в школе. Что там творилось! Столпотворение, снующие люди, отовсюду шли гужевые повозки с мужиками, работала комиссия. Тут же формировали команды и людей на лошадях отправляли в Голышманово: шум, прощания, плач, возгласы, – вспоминает Геннадий Иванович.

В некоторых организациях райцентра уже были грузовые автомашины-полуторки. В состав недавно организованных машинно-тракторных станций (МТС) поступали тракторы для работы на колхозных полях. Это примитивные маломощные ХТЗ, которые прозвали колёсниками, и гусеничные тракторы НАТИ, работающие на лигроине.

С 1942 года Г.И. Казанцев начал свою трудовую биографию: первые восемь лет – в райпромкомбинате, его директором был некто по фамилии Тоболов. Предприятие работало исключительно на колхозы, которых в районе насчитывалось 98, а в них преобладала конная тяга. Нужны были повозки, телеги, сани, сбруя для лошадей, другие мелкие, но нужные в хозяйстве вещи. Подростки с весны до осени рубили в лесу оглобли, заготовки для санных полозьев, для изготовления телег. Жили за десять километров в лес-ной избушке в спартанских условиях.

С большим трудом уволившись с прежнего места работы, в 1951 году Казанцев поступил на только что открывшиеся при Аромашевской автороте курсы шоферов. Авторота в те годы располагалась в районе сегодняшней улицы Кирова. В её составе были в основном грузовики американского производства марки «Студебекер». На них работали водители-фронтовики: Андрей Соколов, Николай Ширшов, Фёдор Лазукин, Григорий Погадаев, Михаил Рощенко, Иван Попов и другие. Но вскоре автохозяйство стало обосновываться, строить корпуса на своём сегодняшнем месте.

Получив водительские права и поработав на грузовике, Геннадий Иванович понял: «Это не моё».

…После окончания Бугурусланского сельскохозяйственного техникума осенью 1950 года в Аромашево по распределению приехала молодой специалист-агроном Александра Котова. Вскоре в день Октябрьской революции, 7 ноября, на молодёжной вечеринке в общежитии сельскохозяйственного отдела она познакомилась с Геннадием Казанцевым. В июле 1951 года состоялась свадьба, и с тех пор они вместе вот уже 52-й год. Александра Егоровна много лет бессменно трудилась в должности начальника Аромашевской районной государственной семенной инспекции (ГСИ). И в пенсионном возрасте она не пожелала сидеть дома, много лет возглавляла районный Совет ветеранов. Аромашевцы по достоинству оценили работу ветерана труда А.Е. Казанцевой, присвоив ей высокое звание «Почётный гражданин Аромашевского района».

...У Геннадия Ивановича в 1952 году в трудовой биографии случился крутой поворот: от конторы «Заготскот» его направили на шестимесячные курсы в г. Новосибирск, где он получил специальность «Управляющий-заведующий базой». Она оказалась в его жизни определяющей.

Менялись названия организации, но суть её оставалась неизменной: производить заготовки и закупки животноводческой продукции. Данную функцию выполняло предприятие по заготовкам, которое возглавлял Г.И. Казанцев вплоть до 1962 года. Далее в связи с временным упразднением Аромашевского района последовали краткосрочные объединения с организациями из Голышманово, пока в январе 1964 года вновь не организовали откормочный совхоз «Малиновский». Первым его директором был назначен Н.И. Таксанов. Он пригласил к себе Геннадия Ивановича, как специалиста по животноводству, приказал принять скот, свиней, овец от главного зоотехника бывшего укрупнённого совхоза «Дружба» И.З. Токарева.

– В каждой деревне действовали животноводческие фермы, на которых всё было: скот, корма, рабочие, налажено производство, – рассказал затем Г.И. Казанцев. – На фермах существовали примитивные условия для труда животноводов, отсутствовало электричество. Пятнадцать дней в полумраке, при фонарях мы пересчитывали животных на всех фермах. В основном это был молодняк КРС, свиноферма действовала только в Малиновке.

В первый год работы откормсовхоза с четырёх ферм ответственный сдатчик Г.И. Казанцев сопроводил на мясокомбинаты тысячу голов молодняка. Это был непростой процесс: в конце октября гуртами по 250 голов скот своим ходом лесами пастухи гнали в Голышманово (бывало, что со стадами кочевали и до Ишима), там грузили в железнодорожные вагоны и отправляли на мясокомбинат в Свердловск, так как в своей области предприятия были перегружены. В дальнейшем совхоз увеличивал свои стада, и к зиме обычно поставляли на мясо по 4-5 тысяч голов молодняка, плюс около 3 тысяч животных оставляли на зимовку. Все отчётные документы по движению скота составлял ответственный сдатчик Г.И. Казанцев.

В 1987 году Геннадия Ивановича труженики совхоза «Малиновский» проводили на заслуженный отдых, директор С.А. Зайцев в торжественной обстановке вручил Почётную грамоту и ввиду отсутствия специалиста попросил поработать ещё хотя бы год. Казанцев работал не только обещанный год, но и после, переживая за производство, по личной инициативе несколько лет приезжал в хозяйство, консультировал животноводов.

Сегодня ветераны труда, супруги Казанцевы, живут спокойной размеренной жизнью. Им не стыдно за прожитые годы, и не только за трудовые. Своими семьями проживают самостоятельные дети, которым дали высшее образование. Впору гордиться четырьмя внуками и внучками, не потерявшимися в жизни, ставшими специалистами – врачами, экономистами. Подрастают четверо правнуков: жизнь продолжается.

Фото: Сергей СТЕПАНЮК.

Автор: Анатолий ВАКАРИН