Медиакарта
7:33 | 29 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Они всегда были вместе

Они всегда были вместе
12:40 | 01 февраля 2013

В одном из предыдущих номеров «Сельского вестника» мы рассказали вам о ветеране Великой Отечественной войны, участнике Сталинградской битвы Александре Васильевиче Сосновцеве. Материал был подготовлен по документам, хранящимся в личном деле бывшего фронтовика в историко-краеведческом отделе МАУ ЦИБМО Омутинского района. После выхода газеты одна из читательниц узнала на фотографии с подписью «Ветеран на заслуженном отдыхе» старшего брата Александра Васильевича - Ивана Васильевича Сосновцева, о котором в музейных документах не было ни одного упоминания.

Чтобы внести ясность, мы обратились к родственникам. Дети ветеранов давно живут в г.Тюмени и Ялуторовске. По их словам, Александр Васильевич и Иван Васильевич хотя и родились с разницей в два года, были действительно очень похожи. Более того, практически вся их жизнь проходила бок о бок. Они вместе учились в Ялуторовском педагогическом училище, вместе были призваны на срочную службу в 1939 году, были неразлучны на фронте и в послевоенные годы. Сын Александра Васильевича Олег Александрович охотно поделился с нами семейными легендами. Александр и Иван родились в семье, где было одиннадцать детей. Дед Василий был кузнецом в деревне Одино Ялуторовского района. Нередко его приглашали на мельницу, чтобы помочь в ремонте жерновов. Когда пришла советская власть, мельника раскулачили. Василий тоже впал в немилость. У семьи изъяли шифоньер, который подарил злополучный мельник. Больше у бедной многодетной семьи экспроприировать было нечего. По словам Олега Александровича, в годы Великой Отечественной войны на защиту родины были призваны его отец и несколько дядей. Один из старших братьев, Петр, погиб, о его судьбе ничего не известно. Младший брат Борис окончил пехотное училище. В годы войны кадровый военный какое-то время охранял тело Ленина, которое было эвакуировано из Москвы и находилось в Тюменском сельхозинституте. Однажды Борис стоял в карауле и к нему подослали проверку. Не услышав пароль, караульный два часа продержал проверявших его офицеров на снегу до прихода смены. За это Борис получил благодарность и 10 суток отпуска. Но вернемся к Александру и Ивану, история которых просто поражает. Как вспоминают родные, Александр Васильевич хотя и был младше по возрасту и более слабым физически, его неистощимая энергия, неугомонный характер и находчивость не раз выручали братьев в трудные минуты. Можно сказать, он был ангелом-хранителем для старшего брата, который без преувеличения обязан ему жизнью. Когда гитлеровцы напали на Советский Союз, братья служили на монгольской границе в артиллерийском полку, топографами-вычислителями во взводе управления второй батареей. Их дивизию в спешном порядке вместе с лошадьми отправляют на Запад. Во время переправы через Днепр Иван Васильевич начал тонуть. Александр Васильевич не растерялся, быстро схватил какое-то бревно и спас брата.

Первый бой Сосновцевы приняли под Смоленском. Потом с боями отходили до Вязьмы. Здесь дивизия попала в окружение.

Измученные красноармейцы скрывались в лесах, передвигались небольшими группами по ночам. Местные жители, в основном в деревнях остались женщины, не особенно привечали окруженцев, считая их дезертирами. Чтобы не умереть с голоду, Александр Васильевич стал тайком пробираться в деревеньки и гадать на картах. За то, чтобы узнать судьбу воевавших близких, хозяйки давали обходительному, смекалистому парню немного съестного. В окружении у Ивана Васильевича развилась куриная слепота, и брат вел его по лесам и болотам за руку. Однажды они набрели на убитую лошадь. Александр Васильевич заставил брата есть сырую печень, и через какое-то время болезнь отступила.

После окружения братьев вместе с другими бойцами отправили в проверочный лагерь, где они провели месяцев семь. У Александра Васильевича был каллиграфический почерк, и следователь взял его писарем. Кормили в лагере плохо. Александр Васильевич собирал остатки еды, недоеденной следователем, и подкармливал брата.

«Дядя Шура был добрейшей души человек, феноменальная личность, - рассказывает Любовь Ивановна Мальцева - дочь Ивана Васильевича. - Он умел, кажется, все: отлично готовил, доил корову, вышивал, пел, играл на сцене. У него было потрясающее чувство юмора, он никогда ни с кем не ругался, никому не желал зла. Его все очень любили, особенно мы, дети. Я всегда ждала дядю Шуру, чтобы танцевать фокстрот с притопом.

Только они с папой умели так великолепно танцевать. Они ведь перед войной оба закончили школу западного бального танца в Ялуторовске». На фронте «братцев-кроликов», так Сосновцевых в шутку называли боевые товарищи, приглашали в Москву в ансамбль песни и пляски им.А.В.Александрова, но они предпочли сражаться с врагом. Братья были минометчиками. Случалось, когда кончались снаряды, они шли в рукопашную, «рубая» немцев саперными лопатками. Здесь уже Иван Васильевич как мог оберегал брата. В юности он помогал в кузне отцу, работал молотобойцем. Александр же чаще отлынивал от тяжелого ремесла. Как говорит Любовь Ивановна, ее отец был скромным, немногословным человеком. Он не любил вспоминать о войне, эта тема в доме была табу. Только с Александром Васильевичем они могли вспомнить что-то о пережитом и вместе плакать. Хотя, как правило, несмотря на просьбы родных рассказать о войне, оба отнекивались - не хотели бередить сердце.

Все имеющиеся материалы об отце Любовь Ивановна передала на хранение в местный музей (г.Ялуторовск).

Туда мы и обратились с просьбой помочь восстановить боевой путь ветерана. Музейные работники откликнулись сразу. Благодаря содействию заместителя директора по научной работе ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс» Людмилы Ивановны Афанасьевой, нам удалось получить не только фотографии Ивана Васильевича, но узнать новые подробности его военной биографии. В материалах газеты «Ленинский путь» мы нашли прижизненные интервью ветерана.

Весной 1942 года дивизию Сосновцевых перебросили к Новороссийску, а затем направили на Сталинградский фронт. У станицы Цимлянской они вступили в бой с немцами. С тяжелыми боями отходили от станицы до Сталинграда. Сталинград для Ивана Васильевича начался в донской степи 15 июля 1942 года. В этот день батарея 76 миллиметровых орудий, в которой служил сержант Сосновцев, прибыла на фронт. И уже на третий день - бой.

Именно в эту пору гитлеровцы, сосредоточив на юге огромное количество войск, техники, начали наступление, пытаясь прорвать наши оборонительные рубежи, захватить город на Волге.

Особенно ожесточенные бои развернулись в районе станции Котельниково. Крепко зарылись артиллеристы в землю. Мало было боеприпасов - приходилось беречь каждый снаряд, мало было и продовольствия.

А кругом раскинулась степь. Колодцы далеко друг от друга. Вспоминает И.В.Сосновцев, как несколько суток не видели они даже капли воды. Спасались арбузами, что росли рядом.

Враг рвался вперед, не считаясь с потерями. Август, сентябрь оборонялись на внешней оборонительной линии Сталинграда.

  • Когда враг подошел близко к городу, наша дивизия обороняла завод «Баррикады». В этом районе немцы отрезали ее от других соединений армии, - вспоминает Иван Васильевич. - Участок, занимаемый нашей дивизией, мы защищали 100 дней. Немцы на нас обрушивали страшные удары, но солдаты стойко удерживали свои позиции. Бои шли за каждый дом, лестницу, этаж, комнату. Это были самые тяжелые бои! Но наша дивизия выстояла. В батальоне было триста человек, а после боев осталось только восемнадцать…

Этот клочок земли был назван «огненным островом» или «Островом Людникова» по имени командира полка.

«Остров Людникова» был у немцев, как бельмо в глазу, они хотели во что бы то ни стало уничтожить его. С самого утра до позднего вечера плацдарм непрерывно обстреливали. Оборонявшиеся испытывали нехватку мин, продовольствия. Но как могли, отбивались, даже помогали огнем соседям. К ним на помощь спешили моряки Волжской военной речной флотилии: под обстрелом врага они на бронекатерах подбрасывали боеприпасы, забирали раненых.

По ночам над минометчиками появлялись У-2 - «кукурузники». Летели сверху мешки с патронами, сухим пайком. Но часть их падала в воду, часть уносило к немцам.

Немного легче стало, когда Волга покрылась льдом. Теперь часто по ночам ходили минометчики в тыл за боеприпасами.

Наконец, наступление. И знаменитое Сталинградское сражение. Помнит Иван Васильевич и второе февраля сорок третьего. С самого утра в районе завода «Красный Октябрь» добивали они группу не желавших сдаваться фашистов. Весь день те отстреливались, но участь их была уже решена. К вечеру немцы выбросили белые флаги.

После разгрома врага И.В.Сосновцев со своими товарищами пришел на место обороны. Обошли окопы, блиндажи. Постояли у могилы погибших, поставили временный деревянный обелиск, написали:

Пройдут года,

как все уходит вдаль.

Далеким станет то,

что было рядом.

Но обо всем напомнит

нам медаль,

Медаль - «За оборону

Сталинграда».

О мужестве Ивана Васильевича свидетельствует один из наградных документов, размещенных на сайте Министерства обороны России «Подвиг народа». В нем значится: наградить медалью «За отвагу» «…командира отд.минометного батальона сержанта тов.Сосновцева Ивана Васильевича за то, что в боях за г.Сталинград его расчет уничтожил свыше 50 солдат и офицеров, 4 повозки с боеприпасами, подавил 3 огневых точки противника. 11-13 ноября 1942г. тов.Сосновцев будучи связным командира батальона в самых опасных моментах вел огонь и держал связь с подразделением, во время нашей контратаки тов.Сосновцев пулей и гранатой уничтожил прорвавшегося противника при этом уничтожил 12 фашистов».

Не менее достойным был и дальнейший боевой путь сержанта Сосновцева. Впереди были Курская дуга, освобождение Киева, Винницы, Львова. На границе Польши и Чехословакии Ивана Васильевича тяжело ранило.

Семь с половиной месяцев он пролежал в госпитале, а после - в апреле сорок пятого - был демобилизован и приехал домой в Ялуторовск. К тому времени на груди фронтовика сияли два ордена Красной Звезды, Орден Отечественной войны первой степени, несколько медалей. Среди них самые памятные «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Впоследствии ветеран будет награжден медалью «За трудовое отличие».

После войны братья Сосновцевы были также дружны, во всем поддерживали друг друга. Они преподавали в школе, работали в Доме пионеров, руководили танцевальным кружком и хором. В 50-е годы хор, в котором пели учителя и медицинские работники, ездил по деревням района и собирал полные залы. Братья любили встречаться на праздники семьями, вместе ездили на покос.

В начале 90-х годов через сорок дней после смерти жены Марии Павловны ушел из жизни Александр Васильевич. В 1996 году не стало Ивана Васильевича. Родные решили похоронить его в Омутинке. Даже после смерти братья остались неразлучны, их могилы рядом.

Фото из архива ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс» и историко-краеведческого отдела МАУ ЦИБМО

Омутинского района

Автор: А. ПАЙВИНА