Деревня Кулакова первой половины XIX в. хотя и находилась всего в 16
верстах от бойкого торгового города Тюмени, однако сохраняла ещё
старинный уклад захолустного сибирского селения XVIII, а в некоторых
отношениях даже XVII столетия.
"Зажиточное сибирское селение"
В 30-х и 40-х годах XIX столетия Кулакова ещё вполне сохраняла вид
старинного зажиточного сибирского селения, в котором преобладали
основательные, прочные, привольно раскинувшиеся крестьянские усадьбы с
тесовыми высокими крышами на жилых строениях.
У всякого крестьянина, сколько-нибудь исправного, во всю длину избы и
горницы, разделяемых сенями, пристраивалось "задворье с поветями" и
кладовыми, куда складывался домашний скарб и устраивалась мастерская и
склад летом для ремесленных изделий: саней, телег и других крестьянских
экипажей. Дом отделялся открытым двором; напротив дома стояли погреб и
амбар, сзади которых устраивался "пригон" для домашнего скота, с соломой
крытыми навесами и конюшней; там в маленькие отверстия, заменявшие окна,
вставлялись и примораживались зимою цельные куски льда.
Со двора в сени дома вело полуоткрытое крыльцо. Сени были всегда
холодные; с одной стороны из них вёл ход в избу, широкими дверями,
позволяющими вытаскивать в задворье сработанные сани, а с другой - был
ход в несколько ступенек "рундука", в горницу, внизу которой бывала тоже
или нижняя другая горница, или тёмный подвал, где семья хранила более
ценное имущество и где летом устраивалась спальня.
Зимою на рамы окон в избе вместо стёкол натягивалась брюшина,
пропускавшая рассеянный свет, но не позволявшая видеть ни двора, ни
улицы. Для этого в некоторые брюшины вмазывались маленькие куски
оконного стекла в медный пятак величиною, которые оттаивались от слоя
льда, всегда на них намерзавшего, усиленным дыханием человека, желавшего
посмотреть на улицу.
Кулакова в то время находилась почти всецело в периоде натурального
хозяйства. Её обитатели искони были земледельцами и ремесленниками.
Земледелие давало им рожь, ячмень, овёс, пшеницу, гречу, горох, репу,
лён; огород - капусту, картофель, огурцы, морковь; конопляники -
коноплю, пеньку и посконь. Всё это обрабатывалось примитивно, но всё шло
на домашний обиход и только лишнее, сверх потребности семьи, вывозилось
в город для продажи.
Лугов для сенокоса и пашенных угодий было вдоволь, а потому скотоводство
успешно развивалось и давало широкое подспорье всякому хозяйству в виде
продажи лишней скотины осенью. На выгоне были устроены для всего скота
деревни обширные навесы, покрытые дерном, под названием "холодильников",
куда в каждый жаркий день и прятался скот от оводов и зноя. Сермяги,
зипуны, дублёнки, посконные рубахи - все были домашнего изделия, и даже
женщины носили сарафаны из холста льняного и посконного, окрашенного
"кубом" (синяя краска - индиго) под именем "дубасов" и "верхников". Про
женщину, у которой бывали у рубахи ситцевые рукава, обыкновенно
иронически замечали: "Ах, девоньки, какая щеголюха; у ней, подико ты,
ситцевые рукава".
Ремесло мужчин было - сани и телеги; женщин - ковры и паласы. Это давало
деньги, которые шли на уплату податей, повинностей и на разные
общественные поборы, вызываемые взяточничеством тогдашних чиновников.
"Чиновники кормились поборами..."
Кроме поборов косвенных, в виде ежегодного оклада от волостного писаря,
шло: заседателю 100 руб., исправнику 200, стряпчему 50, ветеринару 25;
были поборы прямые от лица всей волости, раскладываемые сходом деревни
на так называемую "годную душу" (работников в возрасте 21-60 лет) по
стольку-то гривен и копеек и собирались под именем "специального"
такого-то побора деревенскими десятниками без всякой записи в какую-либо
книгу волостного правления или сельского старшины, как суммы
неофициальные. Эти прямые оклады были в тех же цифрах писарских окладов,
как сказано выше, но увеличивались до 100 руб. ветеринару, чтобы не было
им открыто какой-нибудь эпидемии на скоте, что всегда вело за собой
значительный расход в виде учреждения "скотского загона" и убоя больных
животных, зачастую и совсем неповинных в заразительной болезни.
От земской полиции зависело усилить взыскание податей и повинностей или
дать такой участок исправления почтового грунтового пути натурой, куда
надо ездить почти за 40 верст расстояния в самую горячую пору страды и
сенокоса, когда дорог каждый час у себя на поле. Платимые
заблаговременно оклады избавляли крестьян от подобных внезапных
принудительных работ.
В глазах крестьян не было различия между судьей, администратором,
доктором - всё это были чиновники, которых всех нужно кормить поборами.
Их различали лишь по степени вреда, какой могли они нанести обществу -
деревне вместе взятой или каждому обывателю порознь. Тот чиновник,
который брал умеренно "оклады" и не делал особенно злых распоряжений,
отзывавшихся тяжёлым следом на крестьянском благосостоянии, слыл даже
добрым человеком.
Таким образом, значительная часть денег, выручаемых кулаковцами от
продажи излишка их земледельческих продуктов и от сбыта кустарных
изделий, уходила на законные и незаконные повинности и поборы. На фоне
этой примитивности экономического уклада деревни все вытекающие оттуда
приёмы и отношения отличались патриархальностью.
"Грамотных крестьян было мало..."
Кредита в деревенской жизни, в смысле нынешнего вексельного, совсем не
было. О процентах никто и никогда даже не слыхал. Всякую сбережённую
копейку прятали дома в какой-нибудь сундук, в узелке из тряпок,
закатывали в холстины или, наконец, складывали в горшок, закапываемый
где-нибудь в землю, в углу подполья. Если и давали деньги кому-нибудь
взаймы, то отмечали это зарубкой на бирке, и это считалось верным
обеспечением. Должники кланялись в ноги и умоляли "не скалывать
зарубки", пока они не уплатят долга.
Деревенский мир вообще и каждый крестьянин порознь сохраняли добрые
христианские отношения только между собою, в своём быту и обиходе. Эта
нравственная в общем взятая суровая простота была чиста и выражалась
заповедью физического неустанного труда, молитвой Богу и воздержанностью
от всяких излишеств. При общем невежестве населения возникало много
суеверий, одно другого нелепее. Верили тому, что существуют "порча",
"дурной глаз", что можно "заслонить месяц", "напустить болесть" и
прочее.
Грамотных крестьян в деревне было очень мало, да и грамота была одна
церковная для чтения книг славянской печати и духовного содержания.
Грамотные люди выходили только из трёх старообрядческих кружков
Кулаковой: главы флипповского толка - Скрыпы, наставника стариковщины -
Якуни и начётчицы, старой девы Анушки, имевшей также свою "моленну"
(молельню).
Газет не было и в помине, и никто ничего не знал не только о том, что
делается в столице государства, но даже в ближайшем губернском городе.
"Влияние церкви не было заметно..."
Большинство жителей деревни Кулаковой были в 30-х и 40-х годах XIX века
старообрядцы филипповского и федосеевского толков, хотя по записям
церковным и числились православными. Церковные обряды исполнялись ими
только в важных случаях, когда никак уже нельзя было от них уклониться,
например: венчание, крещение новорожденных и пр., да и то и другое
иногда секретно совершалось стариками и наставниками. В Великие посты
священник приходской Луговской церкви приезжал в Кулакову в волостное
правление и посылал десятника по домам звать прихожан в церковь для
говения. Тот ходил по деревне, стуча палкою под окнами и приговаривая:
- Эй, хозяин! Ступайте в церковь говеть. Отец Алексей велел.
Влияние духовенства местной церкви, отстоявшей в 4 верстах от дер.
Кулаковой, не было заметно ни в смысле религиозного воздействия, ни в
смысле просвещения. Церковь в её местном приходе была тоже своего рода
официальным ведомством, куда приходилось обращаться при таких событиях,
как, например, крещение новорожденных, венчание и проч., да при сроке
выбора от прихода церковного старосты и двух сторожей.
Местный священник относился к своим обязанностям совсем не так, как
подобало духовному пастырю, и едва ли ещё не назойливее, чем чиновники,
эксплуатировал крестьян, требуя настойчиво и резко за всякую требу и
службу. Все старообрядцы, значившиеся православными по метрическим
книгам, составляли для него доходную статью и платили за пастырские
номинальные труды повышенное вознаграждение и двойную ругу, когда он
собирал её в деревне.
Если влияние представителя господствующей церкви на население Кулаковой
не было положительным, то таковым нужно считать, несомненно, воздействие
старообрядческих начётчиков Скрыпы и Якуни, особенного первого.
"У богатых он просил пособия для бедных..."
Артемий Скрыпин, родившийся в конце XVIII столетия, был взят в солдаты в
двадцатых годах, бежал из военной службы и, скрываясь в деревне
Кулаковой у своего брата, мало-помалу приобрёл громадное нравственное
влияние в области веры на деревенских жителей; он был грамотен, очень
начитан, обладал прекрасным даром слова и сделался, наконец, наставником
филипповского толка. О том, что Скрыпа, беглый солдат, живет у брата в
особой избе, знала вся деревня и многие из окрестностей и города Тюмени.
Знал об этом и местный священник, знала даже земская полиция, но поймать
его никак не могли, потому что все жители деревни старались скрывать
его, предупреждая о всяком намёке обыска и поимки. Десятки раз
производились нечаянные наезды земского начальства и облавы, но никогда
не удавалось его поймать.
Артемий Скрыпа имел громадное нравственное влияние на всех жителей
деревни Кулаковой. У богатых он просил пособия для бедных, а бедным
помогал деньгами, делом и советом, всегда умным и целесообразным. Не
идёт ли у пахаря соха бороздою, обращаются к Артемию Скрыпе, и он её
исправит. Нужен ли совет, когда семья завздорит, - идут к его
посредничеству, и он, обсудив дело с довбдами текстов Священного
Писания, выскажет своё решение, которое для спорящих сторон считалось
непреложным. Нужны ли деньги бедняку на покупку лошади, коровы, поправку
хилеющей избы - он достанет у своих богатых духовных чад и поможет
непременно.
Воскресные беседы Артемия Скрылы, на которых читал и толковал он
Священное Писание, всегда бывали притягательным центром. Как только
соберётся несколько человек слушателей, так он и лезет в потайник под
печью за какою-нибудь книгою, чтобы выбрать из неё подходящее чтение.
Потайник этот закрывался стоячею доской "приступкой", поворачивавшейся
на внутренней невидимой штанге. Стоячая доска, прибитая фальшивыми
скобами и гвоздями, глядела так естественно, что, несмотря на многие
тщательные обыски, никогда не выдавала своей тайны. Там хранились
старопечатные книги и писаные цветники с яркими рисованными картинами
духовного содержания, начиная с жития св.Феодоры и оканчивая
Апокалипсисом Иоанна Богослова. Если слушатели составляли в большинстве
обыденную публику, читались жития святых - из Прологов и Четьи-Минеи,
воскресное Евангелие и толковый Апостол. Если же собирались интимные
друзья Артемия Скрыпы, знавшие много текстов Св.Писания, тогда
доставались и читались книги: Кормчая, Степенная, "Олонецкие ответы"
Симеона Денисова, всегда вызывавшие долгие и горячие споры. Память и
начитанность Артемия Скрыпы были замечательные, и с ним никто не мог
сравняться в этом из наставников других сект, вроде "стариковщины" и
"скрывших". Нередко он писал "по-печатному" полемические послания в
обличение других "согласий", и эти сочинения ходили по рукам его
приверженцев.
"В хроническом состоянии неподвижности..."
Этот патриархальный строй, экономически сложившийся на натуральном
хозяйстве, а психологически - на неподвижности бытовых форм и на
непрерывной преемственности одних и тех же идей, достаточно гарантировал
удовлетворение всех несложных физических потребностей кулаковцев,
сообщал им известную нравственную устойчивость и определённость,
препятствовал возникновению в их умах и образе жизни той развращающей
непоследовательности и шаткости, которая обыкновенно является в людях
из-за несоответствия между словом и делом, между их взглядами и
поступками.
Но тот же патриархальный жизненный уклад задерживал кулаковцев в
хроническом состоянии неподвижности и застоя, и только исключительные,
крайне редкие, богато одарённые природой натуры могли чувствовать
неудовлетворённость от соприкосновения с застывшими бытовыми формами и
устаревшими идеями, инстинктивно стремиться к свету и простору, но для
этого должны были разорвать связь с родным гнездом, должны были покидать
его...
П.М.Г-в.*
Из послесловия к избранным произведениям Никлая Чукмалдина "Мои
воспоминания".
*Тюменский литературовед Л.Г.Беспалова авторство статьи приписывает
историку П.М.Головачеву (1861-1913 гг).