Текст Виктория Ермакова
Не первый раз приезжаю в Тобольск, и не первый раз он меня по-хорошему удивляет. Удивляют жители, неравнодушные к местным легендам, истории, традициям. Удивляет то, что здесь сохраняется одна из главных примет старого сибирского города – сплочённость образованной элиты. Деятели искусства, педагоги, врачи не замкнуты в скорлупе своих обязанностей, они взаимодействуют между собой, помогая сохранять неповторимую ауру одного из старейших культурных центров России.
-Здесь стыдно быть плохим, ленивым, неискренним, хотя бы потому, что город небольшой, и все друг у друга на виду. Возможно, поэтому у нас столько светлых людей... – замечает Галина Петровна Кардашова, председатель Тобольского горкома профсоюза работников образования. С ней мы разговорились об учительских династиях Тобольска, и вновь я была впечатлена тем, что, несмотря на верность традициям, местных жителей нельзя назвать консервативными. Они открыты для нового, для всех современных идей. Кроме того, в городе много молодёжи, которая не провинциальна по сути, по восприятию действительности и своим устремлениям, а это значит, что роль учителя не может утратить для них своей важности.
-Мы переживаем новый всплеск интереса к педагогической деятельности: за короткое время в наши школы пришли шестьдесят молодых специалистов! Тем не менее в Год учителя хочется как можно больше говорить о профессии, потому в числе других мероприятий был проведён вечер, посвящённый педагогическим династиям. Если брать официальное определение, то династия должна насчитывать не менее трёх поколений в одной сфере деятельности. Таких в Тобольске нашлось одиннадцать... К сожалению, мы столкнулись с тем, что кого-то из родоначальников уже нет в живых, кто-то из продолжателей вступил в пенсионный или предпенсионный возраст. А ведь необходимо показать значимость профессии именно сегодня... Тем более, как оказалось, вирус педагогики – стремление служить обществу, отдавать себя детям – в наших семьях очень заразен! И вот уже в одной школе работают мама и дочка, тётя и племянница... А какие супружеские пары, когда он и она – учителя! Среди них и многодетные, и те, кто кроме родных воспитывают приёмных ребятишек. При этом с их профессиональными результатами знакома вся область!
Мы, конечно, не стали именовать такие семьи «династиями», назвали более осторожно - «педагогическими союзами», но им тоже нашлось место на нашем празднике. Подготовка к мероприятию неожиданно принесла множество открытий: только школа № 16 представила шестнадцать подобных союзов! Честно скажу: не все учебные заведения проявили активность. Однако резонанс от вечера был настолько мощным, что теперь уже руководства школ, которые в нём не участвовали, просят организовать новую встречу, чтобы рассказать о людях, которые у них трудятся.
Мне обязательно хочется добавить: вечер проводился в нашем любимом Тобольском драматическом театре – его директор Сергей Владимирович Радченко сам в прошлом педагог дополнительного образования, участник конкурса «Сердце отдаю детям». Неудивительно, что коллектив театра и мы, работники образования, - во многих вопросах союзники. Вы слышали когда-нибудь о бенефисах театральных зрителей? Согласитесь, это не самая распространённая практика... Тем не менее театр устроил бенефис в честь девяностолетия своего старейшего зрителя - педагога Нины Петровны Колмаковой. Это удивительнейшая женщина, над которой, кажется, не властен возраст – на празднике она читала стихи своего ученика Александра Сокерина, фронтовика, который всего месяц не дожил до юбилея Великой Победы!
А знаете, какой важный вывод напрашивается после знакомства с представителями педагогических династий и союзов? Сегодня в школах нет случайных людей. Выбор этой профессии – всегда обдуманный шаг... И, конечно, мы приложим все усилия, чтобы новый вечер встречи с ними обязательно состоялся!
У меня тоже состоялась встреча с представительницами одной из учительских династий Тобольска. Для этого мы с Галиной Петровной отправились в уже упомянутую школу № 16, где в настоящее время руководит культурно-досуговым центром Татьяна Сергеевна Павлова. Пока она освободится, пришлось подождать, но это время не пропало даром: нас встретила её мама Ангелина Александровна Ларионова, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, отличник народного образования РСФСР и СССР, человек удивительный, настоящий педагог, привлекательный в речах и поступках.
Ещё накануне знакомства Галина Петровна рассказала мне о наставнических методах Ангелины Александровны:
-Когда она была завучем, в её обязанности входило время от времени присутствовать на уроках коллег-преподавателей. После на школьной доске объявлений обязательно появлялась заметка о том, как хорош был урок, проведённый этим учителем. Подобные слова рождали ощущение праздника: ведь о профессиональном успехе товарища читал весь педагогический коллектив! Безусловно, находились у Ларионовой и замечания, но о них она говорила только один на один, в кабинете за закрытой дверью.
Мы расположились в одной из классных комнат, и Ангелина Александровна начала рассказ. Не с себя... Она почти сразу заметила, что ей очень повезло с мужем, с которым не так давно они отметили золотую свадьбу:
-Сергей Николаевич Ларионов пятьдесят лет проработал учителем физики, сорок пять лет руководил школьной художественной самодеятельностью, имеет шестьдесят четыре грамоты самых разных уровней! Удостоен звания отличника народного образования РСФСР и СССР, но человек он очень закрытый, скромный. Сам бы ни за что не стал о себе говорить. А я скажу: под его руководством в 1967 году коллектив школы № 13 завоевал на областном смотре художественной самодеятельности право участвовать во Всесоюзном фестивале детского творчества в Волгограде и стал там дипломантом. А ещё раньше Сергея Николаевича как педагога и руководителя художественной самодеятельности наградили путёвкой на Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. От Тобольска туда ездили всего восемь человек...
Узнала я и о том, что старшая внучка Ларионовых Наталья, проучившись два года в нефтегазовом вузе, оставила его и, укрепившись в своём призвании, поступила в педагогический. Как педагог-организатор она работала в тюменском лагере «Алые паруса». У младшей внучки Марии к инженерной специальности оказалось больше тяги, но и она пробовала силы в том же лагере в качестве вожатой, внося собственную лепту в династическую копилку семьи. А своё начало династия ведёт отсчёт с мамы Ангелины Александровны Параскевы Андрияновны Ринер, воспитательницы детского сада.
-Мой папа Александр Михайлович Ринер был художником и имел учеников в своей мастерской – его обязательно надо упомянуть, говоря о наших педагогических истоках. К сожалению, он очень рано погиб – в 1942 году под Ленинградом. Тётя - мамина сестра - Екатерина Андрияновна Рейзман была учительницей младших классов, другая тётя - папина сестра - Александра Михайловна Гончарова заведовала детским садом. Да и всё окружение было соответствующее: на нашей улице – Большой Сибирской – стояло тридцать шесть домов, и проживали в них восемнадцать учителей! В том числе моя первая учительница Александра Андреевна Пушкина... Во время войны каждый её урок начинался с песни «Вставай, страна огромная!» Эти слова были для ребятишек словно заклинание, так же, как и лозунг, в который мы тоже вкладывали всю свою веру и надежду: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» И фамилию свою Александра Андреевна оправдывала – она знала огромное количество стихов. Жили на нашей улице потомки ссыльных поляков, среди них Модест Константинович Дробышевский, учитель физики, я дружила с его детьми. Жил немец Юлий Оттович Ридель, тоже физик, он сменил Дробышевского в нашей школе. С соседкой по улице Анной Гавриловной Карлаш я встретилась позже, уже в педагогическом училище, где она преподавала педагогику и психологию. И моя классная руководительница Евдокия Семёновна Малышева, и другие учителя жили рядом. Как было не избрать и мне такую профессию?
Отношению к детям моя собеседница училась у своей мамы, когда после школы забегала к ней в садик. Параскева Андрияновна никогда не называла воспитанников по фамилиям – были у неё только Катечки, Валечки, Юлечки... Младшие братишки и сестрёнки выпускников детсада обязательно просились в группу этой воспитательницы. Она хорошо пела, рисовала, сама писала сценарии праздников и всю жизнь жалела, что не имеет музыкального образования.
-Мама очень страдала, получив похоронку на отца, и всё же потом снова вышла замуж. Судьба свела её с фронтовиком, пережившим ранение в голову. Состояние его было настолько тяжёлым, что от него отказалась жена. Мама его выходила, подняла на ноги. Я же надеялась, что папа всё-таки вернётся, и мучилась, оттого что она его не дождалась. Только став старше, поняла, какой нравственный подвиг она совершила... Наградой ей стало семейное счастье с Георгием Васильевичем, его любовь к ней, отеческое отношение ко мне... Да и братик у меня появился.
Закончив в 1947 году семилетку, Ангелина Александровна поступила в педагогическое училище. Молодёжная послевоенная жизнь в его стенах кипела ключом! Знаменитый педагог Эристова (таких, как она, сегодня называют «зажигалками») приобщила учеников к занятиям художественной самодеятельностью. Ребята были настолько талантливы, что почти на всех конкурсах обеспечивали себе призовые места. Юная Ангелина танцевала, играла на гитаре и балалайке, преуспела в художественном чтении. Из других преподавателей особенно по душе ей была Елизавета Григорьевна Чекмезова, которая, давая материал по русскому языку и вдруг почувствовав, что класс устал, начинала декламировать стихи. Со временем в эти импровизированные перерывы включались и сами студенты, научившиеся радовать друзей отрывками из любимых произведений. Не менее харизматичной личностью была сестра Чекмезовой Софья Григорьевна Малеревская, учительница музыки. У неё игре на фортепиано выучилась дочь Ангелины Александровны Татьяна. Кстати, музыкальные успехи дочери и внучки стали предметом особой гордости Параскевы Андрияновны, которая, как мы знаем, сама этой грамоте так и не обучилась.
Ну, а пока Ангелина получала педагогическое образование, судьба готовила ей главную встречу – с Сергеем Ларионовым, приехавшим в училище из Сургутского района и ставшего несколько лет спустя её мужем.
-Я очень хотела быть учительницей литературы, поэтому по окончании училища сказала Сергею: «Замуж не выйду, пока не получу высшее образование...» и уехала в Тюмень. В 1956 году с дипломом педагогического института вернулась в родную школу № 13, где он всё это время работал. Сам Сергей Николаевич на год позже окончил физико-математический факультет (поступил туда заочно, чтобы дважды в год приезжать ко мне на сессии). А дальше мы с ним были только вместе. На пару в 1978 году перешли в школу № 5, откуда в 1991 году я ушла на пенсию, чтобы сидеть с внучкой. А так бы, честное слово, ещё поработала...
Ангелина Александровна и сегодня ни минуты не остаётся без дела: устраивает городские встречи для ветеранов педагогического труда, является членом муниципального совета по реализации ПНПО. Её направление – поддержка талантливой молодёжи. Признаётся, что недавно начала собирать газетные вырезки, героями которых стали её ученики. Одним из них был, например, знаменитый тобольский косторез Минсалим Тимиргазеев – учителя вспоминают, что он постоянно рисовал что-то на уроках... И ещё интересный момент из её учительской практики: когда-то в педагогическом институте куратор группы Елена Мальберг научила будущих преподавателей литературы писать рецензии на театральные постановки. То же самое сделала в Тобольске Ангелина Александровна – она привила интерес к этому занятию своим старшеклассникам. Рецензию Тани Седалищевой на спектакль по пьесе Горького «Старик» в своё время опубликовала «Тобольская правда».
Пока мы разговаривали, в класс заглянула Татьяна Сергеевна Павлова, динамичная, современная, как и положено одному из помощников директора школы-участницы эксперимента по переходу на новый учебный план.
Ангелина Александровна, кстати, призналась мне, что всегда настраивала дочь на поступление в медицинский институт. Та как будто не возражала, но в решающий момент объявила родителям, что подаёт документы в педагогический. Сама же Татьяна Сергеевна объяснила, что перед ней остро стоял только один выбор – между маминым путём и папиным, между литературой и физикой.
-Иначе и быть не могло – ведь даже из роддома меня сразу принесли в школу. Дом, где мы жили, тоже стоял рядом со школой, вся её атмосфера казалась мне родной... Папины черты в характере – логика, твёрдость и настойчивость – в конце-концов перевесили, я выбрала специальность «физика». Как истинное дитя времени и своих родителей, всегда требовавших с меня по максимуму, была ленинским стипендиатом, вуз окончила с красным дипломом. Зато сегодня говорю родителям медалистов: комплекс отличника в жизни чаще всего мешает, поэтому не загоняйте детей на эту кошмарную дорогу. Пусть сами определятся, к чему лежит их душа...
В институте Татьяну ставили в пример: несмотря на то, что рано вышла замуж и родила ребёнка, она успевала не только прекрасно учиться, но и участвовала во всех творческих мероприятиях. Руководитель диплома и один из любимых педагогов Людмила Ивановна Рубинова очень советовала ей поступать в аспирантуру, но Татьяна, примерив на себя роль вузовского преподавателя, отказалась. После института она сразу устроилась в школу № 5 и проработала там семнадцать лет.
-Правда, лекции в институте я читала... Сегодня у моей бывшей ученицы Лали Джамбуловны Маликовой, которая работает на кафедре методики преподавания физики, почти готова кандидатская диссертация. Очень горжусь, что она реализовала то, что не сделала я сама...
В школу № 16 Татьяну Сергеевну пригласили в 2000 году. Это учебное заведение само по себе притягивало людей неравнодушных, наделённых новаторским мышлением – даже его здание было спроектировано не так, как большинство типовых школ. В нашей области второе такое же построено в Сургуте: два корпуса, большие площади, отведённые для занятий спортом… Неудивительно, что нынче именно коллектив шестнадцатой первым в Тобольске должен перейти на новый учебный план в рамках президентской инициативы «Наша новая школа».
-Что должно получиться? Школа продлённого дня. Нет, не та старая «продлёнка», которую многие вспоминают, причём не всегда с теплотой... Это будет доброе, весёлое, востребованное направление, где детям представится выбор: в какой сфере им хотелось бы развиваться, совершенствоваться... Сегодня в нашем распоряжении актовый зал, три спортивных зала, бассейн. Ведутся секции аэробики, настольного тенниса, атлетической гимнастики, организован класс хореографии, вокальная студия, фольклорный ансамбль, два хора. Нужно обеспечить десять часов в неделю на дополнительное образование и воспитательную работу? Хорошо! У нас имеются наработки по хореографии, плаванию, ручному труду, изо и общефизической подготовке. Причём все кружки и секции благодаря муниципальному заказу будут вестись бесплатно. Только секция плавания (помимо учебных часов) – за небольшую плату, потому что бассейн требует серьёзных затрат на содержание.
Дело в том, что бюджет Тюменской области выделяет деньги тем школам, которые продемонстрировали свои кадровые и материальные возможности в ходе различных конкурсов. Мы, например, как площадка городского значения, заняли второе место в 2009 году в областном конкурсе «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне». На полученные деньги приобрели электронный тир. На 2010 год нам выделено 460 тысяч рублей на предоставление услуг дополнительного образования. Ведь в обычной школе в этом направлении работают 1-2 педагога, у нас – восемь... Причём уровень их очень высок. Для примера: на региональном творческом конкурсе «Золотые купола», где выступают в основном коллективы дворцов культуры и музыкальных школ, где в жюри сидят народные артисты страны, наш вокальный ансамбль «Экипаж» стал дипломантом. Почему? Потому что ребят обучает музыке Ирина Георгиевна Субботина, специалист с консерваторским образованием.
Любимое детище школы – ежегодный творческий конкурс «Талант». Его рамки постоянно расширяются, появляются новые направления, всё активнее и активнее вместе с детьми в нём участвуют родители. Нынче в направлении «журналистика», например, было подано более ста пятидесяти конкурсных работ на тему юбилея Великой Победы. Очень развито и культурно-спортивное направление, ведь у нас работают замечательные физруки-мужчины. Последнее, я считаю, очень важно, пусть женщины на меня не обижаются... Не менее значимо и то, что администрация школы всегда присутствует на соревнованиях, где выступают наши ребята. Видеть своего директора болельщиком – это ли не стимул к победе? Мечта любого парня – стать лучшим спортсменом школы, каждый ученик считает за честь попасть в школьную сборную команду. Почему? Потому что мы почти всегда побеждаем... В городской легкоатлетической эстафете, посвящённой 9 мая, оказались третьими, пропустив вперёд только команды факультета физвоспитания педагогического института и нефтехимического комбината, то есть профессиональных спортсменов и рабочий коллектив! Это, я считаю, дорогого стоит... Или вот сейчас мы с вами сидим в футбольном классе, а позади вся стена уставлена кубками – это тоже отражение наших успехов!
Да, сегодня наша школа первой вступает в эксперимент, и я не сомневаюсь, что мы с задачей справимся. Не скажу, что всё без исключения будет легко и гладко. Проект, безусловно, перспективный, но без дополнительного финансирования учебным заведениям его не потянуть. Например, третий час физкультуры в новом учебном плане ставит в тупик многих моих коллег из школ, выстроенных по стандартному проекту и имеющих единственный спортзал... Даже мы с нашим богатством - большим спортивным залом с балконом и малым, хореографическим, с отдельными залами для бокса, настольного тенниса и занятий на тренажёрах – и то думаем, как этот третий урок организовать... Очень хочется, чтобы ребята могли выбирать, каким именно видом им заниматься в это время...
Стоит ли говорить, что у руководителя культурно-досугового центра забот сегодня хоть отбавляй... Но, как оказалось, Татьяна Сергеевна продолжает вести уроки физики, причём по своей собственной авторской методике: берёт на параллели один класс и не расстаётся с ним до выпускных экзаменов. В этом начинании её поддерживает директор школы Сергей Вениаминович Корепанов, демократичный, умеющий дать «зелёный свет» талантливым педагогическим идеям. Только вот продолжателей среди других преподавателей у Павловой пока не находится...
-Учителям проще готовиться к занятиям, когда у них только седьмые-восьмые-девятые или десятые-одиннадцатые классы, то есть материал читается всей параллели... Другой вопрос: с кого спрашивать результаты? С того, кто начинал или кто заканчивал? Чаще всего получается, что дети как будто ничьи... У меня – пять классов разного возраста, но я отвечаю за них и твёрдо знаю, что ЕГЭ будет ими сдан успешно. Ведь все они, по моим правилам, начиная с седьмого класса, ежегодно сдают экзамены. Никто этому не противится: ни они сами, ни их родители, которые уже сориентировались на потребность страны в инженерных и технических кадрах. Главный аргумент – высокие баллы, полученные на физических олимпиадах и во время экспериментального участия в ЕГЭ на базе профильных физико-математических классов. Ведь именно такие итоги рождают доверие, а это – основа отношений между учителем и родителем и, конечно, между учителем и учеником.