Первые же послеканикулярные дни, 9,10,11 января, для просвещенцев района оказались ознаменованными весьма значимым мероприятием – в эти дни прошел традиционный, восемнадцатый по счету, районный конкурс «Педагог года- 2013», призванный определить «Учителя года» и «Воспитателя года».
О своем желании участвовать в конкурсе на звание «лучшего» на сей раз заявили шесть педагогических работников: два сотрудника дошкольных учреждений и четыре учителя.
Самая юная из них - Наталья Анатольевна Балыкова, учитель английского языка Вагайской средней школы. Стаж, как известно, не является синонимом опыта. Участием в конкурсе и предыдущими своими достижениями она в очередной раз подтвердила эту истину.
Участвуя в областном конкурсе творческих работ молодых учителей «Новая школа – школа будущего», за свою работу в номинации «Новая школа – школа моей мечты» в 2010 году она удостоена диплома Тюменской областной Думы. В том же году победила в районном конкурсе «Мой лучший урок», посвященном Году учителя, за что стала обладателем Благодарственного письма областного государственного института развития регионального образования. Кроме того, в ее портфолио два Благодарственных письма главы администрации района, столько же и такого же достоинства наград МО ВПП «Единая Россия», грамоты администрации школы.
Обладателем двух дипломов, в том числе Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева, и не менее громких титулов и наград является и другой претендент на это высокое звание – учитель физической культуры Дубровинской школы В.Г. Орлов: грамоты областного департамента образования (2012 год), областной организации «Федерация легкой атлетики» (2011 год), главы района (2011 год), управления образования, благодарность главы поселения и руководства МАУ ДОД «ЦДОД».
Его воспитанники на всероссийских соревнованиях по пауэрлифтингу, открытом первенстве города, областных соревнованиях только за два последних года и только за первые места награждены 88 грамотами, за вторые и третьи за тот же промежуток времени получили 176 грамот и дипломов. Кроме того, выступления на соревнованиях местного уровня отмечены 60 грамотами.
Карагайскую школу в этом конкурсе представила Уразова Латифа Сабировна, победитель внутришкольных конкурсов «Воспитатель года – 2010», «Учитель года – 2012», представитель славной педагогической династии, основателем которой является уважаемый Сабир Тухтасимович Маликов. Она награждена грамотами управления образования, главы поселения, администрации школы.
Список конкурсантов – учителей замыкает Фаттакова Галия Хазимовна, преподаватель биологии Тукузской школы, победитель внутришкольного конкурса. Профессиональная деятельность ее также отмечена грамотами местного значения.
Событиям 9-11 января предшествовала не менее, а возможно, и более трудоемкая подготовительная работа участников конкурса. Все претенденты обязаны были предъявить и предъявили на суд экспертной комиссии, членов оргкомитета конкурса ряд обязательных документов, в том числе концептуальное изложенное своего педагогического опыта, эссе «Моя педагогическая философия, содержание которого должно отражать мировоззренческую, психолого - педагогическую позицию учителя. Кроме того, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учеников, жанровые фотографии с уроков и внеклассных мероприятий…
По мнению членов оргкомитета, представленные работы выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне, отличаются глубиной и оригинальностью суждений.
«Сегодняшние ученики…не склонны принимать как данность авторитет учителя, - считает самый молодой конкурсант. – Это предъявляет особые требования к учителю. Его должны отличать неординарность, самоотверженность, деликатность, высокий профессионализм». В эссе «Моя педагогическая философия», развивая эту мысль, она признается: «Я люблю свое дело, чувствую всем сердцем, что несколько лет назад я открыла правильную дверь в своей жизни. И я чувствую, что должна и могу быть надежным наставником для моих учеников…».
«Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога, - размышляет Латифа Сабировна в своем эссе, - но такого рецепта нет. А есть его составляющие. Составляющие моего рецепта – доброта, честь, искренность, справедливость, достоинство, профессионализм… Пусть моя любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить».
Одним словом, тщательная подготовка всех конкурсантов в ходе заочного тура позволила им успешно пройти отбор и принять участие в туре очном.
9-го января состязались воспитатели, 10-го – учителя.
Этот этап включал в себя презентацию своей учебной дисциплины, целью которой является показ умения увлечь предметом, а затем самоанализом проведенного урока продемонстрировать уровень своей педагогической и методической культуры.
Кроме того, в режиме импровизации конкурсанты должны были обсудить с «учащимися» актуальные для них проблемы (роль учащихся исполняли присутствовавшие на занятиях взрослые). Положение о конкурсе предусматривало и проведение «родительского собрания» (с тем же составом участников), на котором в формате обсуждения предлагалось с «родителями» рассмотреть педагогические ситуации. Наконец, очный тур завершал «мастер – класс» каждого претендента.
Вкратце о каждом из видов состязания.
Глубиной и оригинальностью раскрытия темы урока, умением поддержать высокий уровень мотивации детей, изяществом его проведения, умением создать на уроке атмосферу иностранного языка порадовала всех присутствующих Наталья Анатольевна.
На уроке биологии в шестом классе Галия Хазимовна столь умело использовала разные типы и виды источников знаний и столь умело организовала взаимодействие учащихся между собой, что, как мне кажется, школьникам дома понадобится минимум времени и усилий для подготовки к следующему уроку.
Столь же основательно продуманными, методически грамотно проведенными были уроки В.Г. Орлова и Л.С. Уразовой.
Далее работа была продолжена в актовом зале школы.
И грех тут не вспомнить мне аналогичные конкурсы прошлых лет, проходившие в стареньком доме культуры. И вот в связи с чем. Кроме задачи повышения профессионально – педагогической квалификации учителя, что само по себе очень важно, конкурс призван стимулировать и других учителей к реализации творческого процесса, способствовать повышению престижа и статуса учителя, распространению педагогического опыта лучших учителей. Так вот эту миссию конкурсы прошлых лет, проходившие в торжественной обстановке, при стечении большого числа не только педагогов района, но и населения райцентра (в иные годы при полном зале), успешно выполняли.
На сей раз, как и в прошлом году, кроме членов оргкомитета, в актовом зале Вагайской школы присутствовало около десятка человек.
Районный конкурс «Учитель года», к сожалению, свою значимость, привлекательность, престижность быстрыми темпами стал утрачивать. А потому и число участников из года в год становится все меньше.
Забегая вперед, скажу, что столь же буднично, обыденно, как малозначащее рядовое мероприятие прошло подведение итогов и награждение участников грамотой управления образования.
Считаю настоятельно необходимым обратить более пристальное внимание на повышение престижа и внутришкольного, и районного конкурсов «Учитель года».
Вернемся, однако, к конкурсу нынешнего года.
Глубоким и ценным в воспитательном отношении был «классный час» Н.А. Балыковой, прошедший в атмосфере взаимоуважения и толерантности, на котором она сумела включить в обсуждение и формулирование выводов «школьников» (состав прежний).
Расстановкой логических акцентов, педагогически целесообразно избранными приемами и средствами, используя изящные словесные конструкции, она умело подвела школьников к выводу о взаимосвязанности труда и судьбы человека (тема «Изберите свою судьбу»).
Умелой организацией обсуждения педагогических ситуаций, поиска путей решения проблемы «Как уберечь ребенка от беды» на импровизированном родительском собрании заинтересовала своих слушателей Латифа Сабирова.
Завершил этот насыщенный день мастер – класс, продемонстрированный каждым из них. Несмотря на минимум времени, отведенный на него, мастер – класс – задание, пожалуй, не менее сложное, чем все остальные, потому что само название предполагает высокие критерии к выбору темы, формы его проведения, оригинальность содержания и педагогический артистизм (на то и мастер – класс!) И с этим видом состязания все участники справились. Правда, с разной степенью успешности. Достаточно убедительно продемонстрировала владение убеждающим словом, ораторское искусство, эксклюзивность опыта Н.А. Балыкова.
Решением жюри конкурса ей и было присвоено высокое звание «Учителя года Вагайского района – 2013», «Воспитателем года» стала логопед детского сада «Теремок» В.В. Плесовских.
Ишмухамет Гайсин
Фото Зиннура Чанбаева