Медиакарта
7:41 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Считай. Экономь. Плати

Текст Владимир Князев

Нисколько не преувеличим, но без сомнения, международный форум-выставка «Энергоэффективный город», состоявшийся в Тюмени в конце мая, вызвал огромный интерес. Достаточно сказать, что в нём приняли участие около 600 человек. И этот интерес был вызван, конечно, значимостью проблемы. Ведь она касается всех, поскольку от её решения зависит наполненность личного кошелька.

Но этим, конечно, значимость проблемы не исчерпывается. В конце концов, жилищно-коммунальное хозяйство, и, следовательно, мы с вами, потребляем примерно треть энергоресурсов (как выразился губернатор Владимир Якушев, ЖКХ и энергоэффективность – близнецы-братья). Остальное - социальная сфера и - в большей степени - промышленность, сельское хозяйство, армия. В общем же и целом Россия на единицу продукции тратит энергоресурсов в несколько раз больше, чем развитые страны. Так что задача, поставленная президентом, - повысить энергоэффективность экономики на 40 процентов к 2020 году - сверхактуальна.

Выполнима ли? Тут не могу не привести крохотный фактик. На сайте тюменского форума было открыто голосование (оно и сейчас открыто) по одному-единственнному вопросу: возможно ли такое повышение энергоэффективности? Проголосовавших, надо сказать, немного. Но если учесть, что «чужие» на этот сайт не заходят, то есть в большинстве своём, как нам представляется, эти люди, как говорится, - в теме, то результаты голосования наводят на размышления. А они таковы, что большинство не верят в успех. Правда, тех, кто считает, что задача будет выполнена, меньше не намного. Но всё-таки меньше.

Всё спокойно в Датском королевстве

Генеральный консул Королевства Дании Клаус Соренсен свой доклад (интересно, что этим выступлением, после «протокольных» приветствий губернатора Тюменской области Владимира Якушева и заместителя полпреда президента в Уральском федеральном округе Александря Белецкого, началась деловая часть форума) начал интригующе: «Говоря об энергоэффективность по-датски, я бы хотел рассказать сказку Ганса Христиана Андерсена». Сказку, правда, он так и не рассказал, видимо, великий сказочник об энергоэффективности не писал. Скорее всего, дипломат хотел показать как процесс, так и результат, который иначе, чем сказочным, не назовёшь. Особенно исходя из российских реалий. Консул, правда, сделал оговорку: «Я не уверен, сможете ли вы полностью копировать наш опыт, но в любом случае какие-то моменты могут показаться интересными в плане оптимизации энергопотребления».

Всё, по его словам, началось в 1973-1974 годах, когда случился нефтяной кризис на Ближнем Востоке, соответственно резко возросли расходы на энергию и, цитата, «возникла необходимость её экономить, для того, чтобы просто выжить». Может, консул, упомянув сказочника, намекнул на «Стойкого оловянного солдатика»?

Ну ладно, хватит о сказках. Первое, что сделала, по словам консула, Дания, - интенсифицировала поиски нефти в Северном море и вообще занялась приведением в порядок своих энергоресурсов. Заметим, что в те времена страна практически полностью зависела от импорта энергии, особенно нефти. С другой стороны, говорит Клаус Соренсен, надо было заняться энергопланированием. Планировать было сложно, потому что страна никогда раньше не находилась в ситуации, в которую попала в середине 70-х годов.

Был введён дополнительный 15-процентный налог на энергопотребление, что заставило и население, и корпорации экономить. Экономные, в свою очередь, получали субсидии от правительства. Таким образом, говорит Клаус Соренсен, мы получили денежные средства как для развития нефтегазовой отрасли, так и сферы возобновляемых источников энергии, включая энергию ветра и биомассы. Мы, подчеркнул дипломат, использовали сложную ситуацию для развития и научились экономить энергию оптимальным образом.

Он отметил, что если раньше страна была импортёром энергии, что сейчас стала её экспортером. Изменился и её топливный баланс – если раньше в нём преобладали нефть и уголь, то сейчас значительную долю – 14 процентов – составляет энергия ветра. И ещё одна очень важная деталь: внутренний валовой продукт Дании с тех пор увеличился на 105 процентов, а вот энергопотребление возросло всего на пять (!) процентов.

Говоря о некоторых деталях энергопланирования, Клаус Соренсен подчеркнул, что страна перешла на децентрализованную систему в электрификации и теплоснабжении, поскольку, по его словам, в этом заложен большой потенциал эффективности. В стране более 600 независимых электростанций разной мощности, работающих в том числе и на энергии ветра и биомассе, а также 35 мусороперерабатывающих предприятий, которые тоже включены в систему энергообеспечения, - они не просто уничтожают мусор, причём система фильтров делает их экологически безвредными, а ещё вырабатывают тепло и электроэнергию. Заметим (это мы узнали из других источников), собственниками таких предприятий являются коммуны, по-нашему муниципальные образования. Это их зона ответственности. Чуть позже Томас Нийнемяэ, вице-президент финской компании «Фортум» (напомним, что сейчас эта компания является собственником значительной части энергомощностей в Тюмени, Тобольске, Сургуте и некоторых других городах Уральского федерального округа), говоря об опыте своей страны, тоже подчеркнул, что в Финляндии конкретно определены зоны ответственности, начиная от производителя, транспортировщика и распределителя и до управляющих в нашей терминологии, компаний и потребителя.

Генерация же, хоть и состоящая из независимых предприятий, представляет собой интегрированную систему с тем, чтобы избежать потерь и обеспечить стабильность и эффективность.

И ещё одна деталь. Если в 70-х годах на отопление одного квадратного метра зданий Дания расходовала 40 литров нефти, то сегодня всего два-три литра. И всё это – за счёт планирования, за счёт реализации нормативных актов. «Мы исповедуем философию наименьших затрат, - говорит консул.- Если сделаны капиталовложения в трубопроводы, то зачем использовать альтернативные источники энергии? Таким образом, энергетическое планирование спускалось сверху посредством некоторых правил и регулирующих норм». И ещё одно важное, на наш взгляд, замечание: «Административный ресурс абсолютно необходим для обеспечение энергосбережения и высвобождения таким образом денежных средств». Исключительно важным, по заявлению Клауса Соренсена, является и энергетический аудит, причём для потребителей он до сих пор является бесплатным.

Говоря о своём видении наших, российских проблем, Клаус Соренсен обратил внимание на то, что в России сейчас много внимания уделяется энергосбережению в зданиях. «Безусловно, это важно. Но с моей точки зрения и исходя из моего многолетнего опыта работы в России и Восточной Европе, следует больше внимания обращать на генерацию и первичные источники энергии, чем на жилой сектор, поскольку если не справиться с проблемами в этой области, то зачем, собственно, и каким образом экономить энергию в жилищах?». Консул отметил, что в марте в посольстве Дании в Москве состоялось первое заседание межправительственной группы по проблемам энергоэффективности в России. Мы, сказал он, предложили финансовую схему её обеспечения, когда используются кредиты, а погашаются они за счёт экономии энергии. «Надеюсь, сказал он, что одно из заседаний межправительственной датско-российской группы когда-нибудь пройдёт и в Тюмени. А Россия, уверен, найдёт свой путь, чтобы преуспеть в этом направлении, так же, как и другие страны».

Но нужно ли России искать «свой путь»? Не надо - говорили некоторые участники форума, всё давно придумано до нас. А ведь в самом деле, мы только и делаем, что ищем «свой путь», «национальную идею» и т.д и т.п. А другие страны в это время уходят всё дальше и дальше...

Конечно, участников форума - это было заметно невооруженным взглядом - зацепили и слова консула о планировании и использовании административного ресурса. Модератор первого пленарного заседания Валерий Фадеев (член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала «Эксперт») даже сказал, комментируя пассаж Клауса Соренсена, о «полицейских мерах». Как же, дескать, так – мы же записные либералы-рыночники. Ну, на то и держат на подобных форумах бойких на язык модераторов, чтобы они поддерживали и раздували костёр дискуссии. Фадеев в этом деле вполне поднаторел. И дискуссия разгорелась далеко не шуточная. Как сказал тюменский губернатор, «сегодня мы находимся на аналитическом этапе. Нам важно понять, где мы, каково энергопотребление, какова его доля в стоимости любой единицы произведённой продукции и услуги, можно ли получить результат с меньшими энергетическими затратами, как использовать частно-государственное партнёрство, средства банков, населения, так как мы прекрасно понимаем, что только бюджетными ресурсами нам не обойтись. Мы только в начале пути. Время требует от нас скорейших и кардинальных изменений, в противном случае говорить о модернизации экономики будет сложно. Самое главное: получив и положительный, и отрицательный опыт реализации пилотного проекта, мы, выбрав лучшее, в итоге должны предложить регионам оптимальную модель энергоэффективного города».

Расчленили и соединили

Как известно, в начале этого года вступил в силу федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», ключевой в этой сфере. Но ещё до его принятия рабочая группа по энергоэффективности Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (об одном из последних заседаний Комиссии, состоявшемся в Ханты-Мансийске, мы рассказывали в прошлом номере) определила несколько пилотных проектов, цель которых – дать и гражданам, и коммерческому сектору и бюджету возможность оптимизировать потребление энергоресурсов, сократить вредные выбросы, снизить потребление невозобновляемых источников энергии.

Один из проектов – «Энергоэффективный город». В нём участвуют такие разные по всем параметрам города, как Тюмень, Апатиты, Воркута и Казань. На их примере предполагается отработка для муниципалитетов типовых технологических и финансовых решений, готовых к тиражированию. Задачи – снижение расходов семьи на оплату «коммуналки» на 15-25 процентов и на такие же величины – расходов муниципального бюджета на оплату энергоресурсов, а также уменьшение общего уровня потребления энергоресурсов экономикой города на 25-30 процентов и снижение вредных выбросов в окружающую среду на 10-15 процентов.

Другой проект называется «Энергоэффективная социальная среда». У него более обширная «география». Скажем лишь, что в нём наряду с другими регионами участвуют Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ, и в Югре пилотные проекты уже реализуются, в частности в Сургуте. Цели этого проекта – повышение энергоэффективности школ, больниц и дошкольных учреждений, а вследствие этого – снижение нагрузки на инфраструктуру и бюджет муниципалитета и, разумеется, отработка типовых решений для социальных учреждений. Предполагается снижение общего уровня потребления энергоресурсов в социальной сфере на 20-30 процентов к уровню 2009 года.

Цели и задачи проекта «Считай, экономь и плати» - стимулирование потребителей к установке приборов учёта и экономии ресурсов, разработка стандартов к измерительным системам и приборам, внедрение технологий Smart Metering («умный счётчик») и разработка механизмов финансирования их установки.

И, наконец, проект «Новый свет» предполагает модернизацию существующих систем освещения как уличного, так и внутреннего в зданиях и сооружениях бюджетной сферы. Легко догадаться, что все эти проекты тесно связаны друг с другом, и подчас трудно определить, где кончается один и начинается другой. Возьмите для примера проект «Энергоэффективный город». Можно ли его реализовать без «проникновения» в него трёх остальных? Конечно, нет. Детальное обсуждение каждого из проектов проходило на отдельных сессиях (плюс сессия «Привлечение инвестиций в повышение энергоэффективности»).

«Потёмкинская деревня» или реальность?

Наиболее массовой и, вероятно, одной из самых «горячих» была сессия по проекту «Энергоэффективный город».

Супервайзером этого проекта является глава администрации Тюмени Евгений Куйвашев. Вообще-то термин этот пришел к нам из западной торговой практики. В переводе с английского - «наблюдатель», «надсмотрщик» (supervise - наблюдать, контролировать). Одна из самых низших должностей в торговой иерархии. В нашем же случае это скорее координатор проекта. Впрочем, о терминах не будем. Тем более что Куйвашев не только координатор, но больше руководитель тюменской части проекта, которая получила название «Энергоэффективный квартал». Он вёл заседание сессии и представлял экспериментальный квартал министру экономического развития РФ Эльвире Набиуллиной.

Об этом квартале тюменцы уже наслышаны. 45 зданий и сооружений различного возраста и предназначения в центре города, более 12 тысяч жителей. Судя по выступлениям Евгения Куйвашева и сотрудников мэрии, проделана огромная работа. Самая главная её часть, на наш взгляд, - проведён предусмотренный законом энергоаудит по каждому зданию. Кроме того, подготовлены проекты нормативно-правовых документов (компакт-диск с текстами распространялся среди участников форума). Но главное – в городе постепенно меняется отношение к энергосбережению. Любопытные факты. Новое жильё, оснащённое приборами учета и регулирования, пользуется предпочтением на рынке. И ещё. Несмотря на увеличение объёмов строительства жилья, роста энергопотребления не наблюдается. Кроме того, отмечены случаи, единичные, правда, когда управляющие компании, не входящие в экспериментальный квартал, проявляют инициативу в деле энергосбережения. Вообще же на реализацию проекта в Тюмени израсходовано уже 45 миллионов рублей.

И всё же выражение «потёмкинская деревня» звучало на форуме не раз. Надо признать: скепсис имеет под собой основание. И не одно. Про наше исконное непочтение к законам и правилам не будем («Законы святы. Да исполнители лихие супостаты»). Меж тем закон об энергоэффективности действительно проработан очень хорошо. Там есть слабые места, говорят специалисты, но в целом он вполне работоспособен. В принципе с бюджетной сферой, согласно нормам закона, всё прозрачно. Сказано, например, что с 1 января 2011 года бюджетным организациям запрещено закупать лампы накаливания, можно не сомневаться: закупать их не будут. Сказано, что здания органов власти, корпорации с более чем 50-процентным участием государства должны быть оснащены приборами учёта, - оснастят. Государство стукнет кулаком по столу - и оснастят. Всё более-менее понятно и с корпоративным сектором. Тут даже не требуется вмешательство государства. Нормальный руководитель понимает, что повышение энергоэффективности - один из важнейших факторов конкурентоспособности. Как сказал на форуме заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский, «некоторые страны уже прямо реализовывают откровенные меры протекционизма против товаров, при производстве которых использовано слишком много энергии».

Но вот два момента, на которые Владимир Якушев попросил обратить внимание. «Первый - очень важный, который мешает двигаться в реформировании ЖКХ: вопросы экономической обоснованности наших тарифов. Сегодня тарифы экономически необоснованны, потому что всё то, что делается за счёт бюджета, в обязательном порядке должно включаться в тариф. И если мы на территории муниципалитета делаем, скажем, канализационные очистные сооружения или водоподготовку, которая стоит миллиарды рублей, и затем включаем это в тариф, вы представляете, на сколько должны вырасти тарифы для населения?»

Тут прервём цитату, поскольку о тарифах говорилось очень много и всё - в негативном ключе. Как выразился один из ораторов, «мы обречены на повышение тарифов, и это «морковка», за которой мы всегда будем бежать». И никогда её не догоним, добавим мы. Корень тарифных бед известен. Это монополизм. В ЖКХ так и не удалось его разрушить. Как было домоуправление с его вечно «после вчерашнего» сантехниками «царём горы», так монополистом, пусть ма-аленьким, оно и осталось, хоть и назвалось по-рыночному каким-нибудь ЗАО «Комфорт». Монополии во всём мире диктуют свои условия, но российские, сдаётся, отличаются особой прожорливостью. Так вот совсем кстати... В 2011 году электроэнергия у нас подорожает на 13-15 процентов, газ - на 15, тепло - на 12-14 процентов, тарифы на коммуналку, в прошлом году увеличившиеся почти на 20 процентов, в 2011-м вырастут примерно на 14 процентов. Инфляция же, на минуточку, прогнозируется на уровне семи процентов.

А теперь напрягитесь. Если считать по паритету покупательной способности, россиянин за коммуналку платит в несколько раз больше, чем немец или датчанин. И здесь самое время вернуться к словам губернатора: «...Поэтому невозможно установить экономически обоснованные тарифы, а это, напрямую связанное с платежеспособностью населения, как раз подводит нас ко второму вопросу: поисков инвестиционных ресурсов не только в бюджете. Только в рамках частно-государственного партнёрства мы можем их решать. Привлекая ресурсы банков, но давая гарантии банкам вернуть им кредиты. И естественно, подводить население к тому, что оно должно вкладывать свои средства. Да, в дальнейшем будет некая экономия, будут снижены тарифы... В общем, должен быть понятный экономический интерес. Меня как представителя региональной власти в первую очередь волнует принятие неких управленческих решений. Они крутятся вокруг одной главной задачи - привлечение внебюджетных источников. Вот когда мы будем понимать, что такие решения найдены и такой механизм инвестирования будет понятен и прозрачен и для банков и для других инвесторов, которые придут на этот рынок, проблема будет решаться гораздо быстрее. То, что мы должны делать за счёт бюджета, мы будем делать. Но мы прекрасно понимаем, что двигаться нужно гораздо быстрее, а для этого движения нам необходим ресурс».

Где деньги, Зин?

В законе об энергоэффективности есть несколько норм, прямо регламентирующих работу муниципалитетов с населением. Он, например, обязывает местные власти вести разъяснительную работу, агитировать жителей экономить, размещая социальную рекламу. Но, несмотря на звучавшие на форуме заверения тюменских чиновников, далеко не все жители даже экспериментального квартала осознают своё счастье. Пример – дом, в котором живет автор этих строк. Ну не дошли до нашего подъезда «агитаторы-горланы», не донесли до наших почтовых ящиков, обычно заваленных рекламной макулатурой под завязку, ни одного экземпляра «энергоэффективной» листовки-прокламации!... Социальная реклама? Это есть, как не быть. Попадаются на улицах билборды со спиралевидной лампочкой и слоганом «Тюменских окон энергосберегающий свет». Креативненько, ничего не скажешь. И неважно, что не по-русски – свет по определению не может быть энергоэффективным, он может быть ярким, тусклым, слепящим, красивым, густым и проч., проч., проч. Но норма закона выполнена, деньги освоены.

Есть и другие нормы, которые мы сейчас не можем не упомянуть. Например, до 1 июля 2010 года «организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих… оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов» обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах оферту об оснащении приборами учёта. А после 1 июля они обязаны начать установку этих приборов. Ещё одна норма: «До 1 января 2012 года собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, природного газа, электрической энергии».

Как сказал уже упоминавшийся Томас Нийнемяэ, «политика счётчиков - очень правильный путь. Там очень мало эмоций. Это конкретные цифры». Про цифры – правильно. Про то, что мало эмоций, я бы не был столь категоричен. В славных волжских городах Самаре и Саратове оприборили (очень мне нравится это слово! А ещё – недотоп и перетоп. - В.К.) 100 процентов домов. Сегодня большинство из них или выведены из строя, или жильцы отказываются по ним платить – слишком много «набежало».

Да и потом, установка счётчиков – удовольствие не из дешёвых, окупается она лишь через пару лет. Готово ли население расстаться со своими деньгами? Один из десяти – да. Лишь один из десяти. Другие не видят смысла, у остальных на это нет денег.

У нас нет привычки экономить. Мы привыкли, что у нас всего много. Знаете ли вы, к примеру, что телевизор, который вы не выключаете, а оставляете в режиме ожидания («stand by»), за год съест у вас килограмм хорошей колбасы? Про постоянно капающий кран и говорить нечего. Если вы поставите счётчик воды, он вас разорит.

Так вот, привычку экономить надо вырабатывать с раннего детства. Объясните ребёнку, что для того, чтобы почистить зубы совсем не нужно открывать кран на полный напор – достаточно одного стакана.

Но надо учитывать и то, что многие, очень многие сегодня пользуются устаревшей, а потому прожорливой бытовой техникой. Они бы и рады заменить 30-летний холодильник «Саратов» (опять Саратов), да денег у них нет. И лампы накаливания на современные он менять не будет. Вот и выходит, что чем беднее человек, тем он больше платит.

Государство обязано помочь и тем, и другим. Когда поможет, тогда и будет у него ресурс, о котором говорил губернатор Якушев. Он прав в том, что надо делать это как можно быстрее. Времени у нас действительно не осталось.