На дорогах областной столицы на прошлой неделе случился всплеск дорожных аварий с участием пешеходов. За одни только сутки ушибы и травмы разной тяжести получили пятеро тюменцев.
Миллионы - в «зебры»
Беспечность пешеходов порой и вправду поражает. Кажется, мало кто рискнет перейти такую оживленную улицу, как Профсоюзная, вне пешеходного перехода. Прямая дорога, три полосы в одну и в другую сторону. Уловить момент, когда транспорта нет на всех трех полосах попутного движения, невозможно. Но камикадзе все равно находятся. Иногда навстречу судьбе бегут вместе с малышами.
И это при том, что миллионы рублей вкладываются в то, чтобы обезопасить «безлошадных» на пешеходных переходах. В прошлом году в Тюмени появилось сразу семь «умных» переходов. Шесть из них в августе установили на самых аварийных участках. Каждый обошелся городской казне почти в 640 тыс. руб. Дорого, но, как отметил их изобретатель Илья Анисимов, это гораздо дешевле светофорных объектов. К тому же - не менее эффективно. По итогам полугода, в ГИБДД Тюменской области отмечают, что аварийность с пешеходами на этих участках и вправду снизилась, особенно на улицах Ямской и 30 лет Победы.
Целая система безопасности со световыми эффектами для водителей и звуковыми - для пешеходов появилась в мае на Верхнем Бору. Обошлось чудо техники в 607 тысяч рублей. Правда, сейчас переход не функционирует. «Дорабатываем его для зимних условий, он ведь рассчитан только на температуру до минус 15», - объяснил инженер Николай Цыбульский. Поэтому говорить об эффективности пока рано.
Госавтоинспекторы отмечают: нередко аварии провоцируют пешеходы. Вот официальная статистика за прошлый год: 190 ДТП произошло в Тюмени по вине пешеходов - люди перебегали дорогу в неположенном месте, наезды на пеших на переходах допустили 265 водителей.
Сократили путь
Нарушают ПДД пешеходы непозволительно часто: в прошлом году почти на 78 тысяч жителей области инспекторы составили протоколы. Кто-то из них ограничился предупреждением, другие получили штраф. Правда, он настолько мал - всего 200 рублей - что не особо пугает пеших тюменцев. Кстати, в конце года депутаты и областные, и федеральные много говорили об ужесточении наказания для пешеходов. Пока без изменений.
За 17 лет за рулем инструктор Тюменского центра высшего водительского мастерства Артем Прокопьев насмотрелся разного и тоже согласен, что пешеходы стали беспечнее. «Штрафы нужно повышать обязательно, - уверен он. - Может, не до водительских, но пешеходы должны ощущать свою ответственность за поведение на дороге».
Депутат Тюменской областной Думы Андрей Потапов рост штрафов считает оправданной, но не единственной мерой: «Большие штрафы стимулируют соблюдение правил. Но нужно улучшать и дорожную инфраструктуру - возможно, поднимать уровень зоны пешеходных переходов над уровнем проезжей части, строить подземные переходы». С подземками, правда, дела в городе обстоят туго. Так, переход на Республики роют уже третий год, в проект не раз вносились изменения, несколько раз переносились даты открытия. Теперь вот обещают порадовать пешеходов к маю.
Между тем, перспектива повышения штрафов горожан не смущает. «Просто буду внимательнее и не стану перебегать дорогу под наблюдением «гибддэшников», - честно признается тюменка Юлия Захарова.
Наверняка надеялись на случай и 11 жителей Тюмени, погибших в ДТП в прошлом году. Они тоже всего лишь сокращали путь.
Кстати
Самые опасные для пешеходов улицы, по итогам 2012 года, - Газовиков и 50 лет Октября в районе зданий №№ 200, 206, 207 (это подъезд к улице Чекистов).
К сведению
При всей эффективности «умных» переходов специалисты «Тюменьгортранса» обнаружили и некоторые проблемы. В частности, не всегда срабатывают датчики движения, грешит этим переход на 30 лет Победы, а вот переход на 50 лет ВЛКСМ (около службы занятости), напротив, слишком чувствителен и реагирует даже на идущих по тротуару людей. Другая сложность – не были учтены сильные морозы. При температуре ниже минус 30 градусов элементы «умных» переходов разряжаются. Как только проектировочные шероховатости устранят, в городе появится еще несколько подобных объектов. Где, пока не уточняется.
Елена АТАЛЫКОВА
Фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ