Медиакарта
19:28 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Лед для души

Лед для души
11:33 | 06 февраля 2013
Источник:

Ледовые скульптуры в нашем городе появляются каждую зиму. Правда, выходят терема и мультяшки из-под пилы приезжих мастеров. А вот тюменские ледорезы ценятся пока только за пределами родного города.

Второе «Время»

Для тюменца Александра Скареднова скульптуры - дело всесезонное. Он работает и с песком, и со льдом, и со снегом. С последним, кстати, работать приходилось не так часто. На прошедшем в Перми Кубке по снежной скульптуре колдовал над снегом он всего лишь во второй раз. Но - успешно: в паре с москвичкой Екатериной Трубиной они удивили жюри композицией «Время» и заняли второе место.

«Задумка - это самое трудное для меня, - признается Александр. - Над идеей всегда думаю очень долго - около недели ее вынашиваю, потом подбираю картинки, фото. Много переделываю, что-то убираю, что-то добавляю. Восхищаюсь московскими мастерами. У них всегда удивительные работы! Сложные и по композиции, и по технике выполнения. Я много чего умею, но у них бы поучился».

В скульптурном деле Александр - настоящий профессионал. И по состоянию души, и по образованию - окончил Уральское училище прикладного искусства (отделение “Художественная обработка камня»), а затем освоил специальность скульптора-монументалиста в архитектурной академии Екатеринбурга. Хотя в детстве в «художку», куда родители определили его, ходил без энтузиазма. Зато сейчас, улыбается он, за эту их настойчивость только благодарен.

Не топорная работа

Мастерить изо льда и снега Александр Скареднов стал чуть больше двух лет назад, а начиналось все с песка - студентов академии отправили в одну из европейских стран «порезать из песка».

«Попробовал - понравилось. Перешел на лед», - коротко говорит молодой человек.

Работать со специфическими материалами оказалось непросто. Песок осыпается под своей тяжестью, его сушит солнце, раздувает ветер. Снег со временем проседает. Но тяжелее всего в прямом смысле слова работать со льдом. Композиция составляется из множества ледяных кубиков. Бывает, что каждый блок весит под сто килограммов, одному с таким весом не справиться, а потому на ледовых турнирах работают обычно командами.

Прежде, чем приступить к воплощению заранее разработанного эскиза, кирпичики выравниваются, шлифуются, смачиваются водой, чтобы примерзли друг к другу. Спустя несколько минут начинается кропотливая работа. Времени на то, чтобы из куска льда или кучи снега и песка сделать чудо, уходит много. Если работа совсем простая и небольшого размера, можно уложиться в несколько часов. Другое дело, конкурсная работа - тут счет идет на дни.

Первой в работу всегда идет электропила, ею мастер отсекает лишние куски льда. Топор тут не подойдет: заготовка от него покрывается сеточкой мелких царапин и становится мутной. После в дело идут стамески и другие мелкие инструменты. И вот когда ледовое кружево, наконец, готово, скульптору остается сгладить его едва заметные неровности и отполировать. В особых случаях, чтобы не растопить ненароком лишнее, лед заглаживают ладонью. Хрустальная фигура отзывается на такую заботу блеском.

Александр старается не пропускать крупных фестивалей и конкурсов. Это возможность не только показать свои умения, но и попутешествовать, причем бесплатно - все расходы оплачивает принимающая сторона. Весомый аргумент в пользу таких поездок и неплохие призовые, которые получают победители конкурса. На Кубке в Перми, к примеру, Александр вместе с напарницей из Москвы получили 100 тысяч рублей. Зарабатывать можно и на коммерческих заказах.

Зарабатывать ощутимые деньги на одних только ледовых скульптурах у молодого человека пока не получается, а потому он работает, правда, не по профилю. Но от скульптуры Александр отказываться все же не собирается. Должно же быть дело и для души.

Справка

Считается, что этот вид скульптуры родился в Китае. Еще 300 лет назад рыбаки, отправляясь на промысел, брали с собой фонари. Делали они их просто. Заполняли корзины водой и выставляли на мороз, наутро выдалбливали лед и вставляли свечу. Со временем появились мастера по изготовлению ледовых фигур. Как правило, занимались они этим накануне новогодних праздников, радуя жителей ледяными садами, цветами и водопадами. Настоящий шедевр ледяной архитектуры был создан в России в 1740 году. Чтобы потешить императрицу Анну Иоанновну, в Санкт-Петербурге возвели ледовый дворец. Во дворце все было сделано изо льда: мебель, посуда, резной камин и даже занавески.

К сведению

Чтобы сгладить неровности, убрать царапины, придать блеск и заставить лед переливаться, мастера фигуры обдувают феном, прикладывают к поверхности утюг, электропаяльник или даже медицинский прибор для прижигания кровотечений - термокаутер.

Елена АТАЛЫКОВА

Фото из личного архива Александра СКАРЕДНОВА