«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...» Эти слова Н.А. Некрасова в наше время звучат, казалось бы, излишне пафосно и не актуально. Просветительская роль учительства, как во времена поэта, сегодня во многом утрачена. В мире современных технологий и идей на плечи педагогов ложатся новые задачи по обучению и воспитанию. Профессиональные конкурсы «Учитель года» и «Классный руководитель года» – это лишь малая толика в огромной работе, которая направлена на укрепление авторитета педагога.
В этом году районные конкурсы среди учительства были объединены в один общий форум «Педагог года – 2013». В течение пяти дней педагоги районных школ делились своим мастерством друг с другом, осваивали новые методы в обучении и воспитании детей. В первом очном туре среди учителей и классных руководителей принимали участие по семь педагогов.
Учитель истории и обществознания Медведевской школы Наталья Дмитриевна Савина призналась:
– Изначально я поставила себе цель – не соперничать со своими коллегами, а сотрудничать. За двадцать шесть лет работы в школе накоплен определённый опыт, если позаимствуют у меня какие-то элементы, заинтересуются методами работы на уроке, я буду только рада. Сама очень многое взяла на заметку из опыта участниц.
Надо сказать, что педагоги, которые прошли в очный тур, щедро делились своим мастерством и с учащимися, и с коллегами. Наталья Алексеевна Брылина, учитель Боровлянской школы, отметила урок по обществознанию, который вела Н.Д. Савина:
– Наталье Дмитриевне не помешало, что на уроке были не её ученики, а восьмиклассники школы №1, присутствие жюри. Она пришла, взяла в руки мел и донесла тему урока до каждого. А тема по экономике сложная – «Производство. Товар и услуги», но учитель заинтересовала не только детей, но и нас.
Я побывала на уроке русского языка, который проводила Ольга Геннадьевна Булашова из Евсинской школы. Увлеклась темой, предложенной учителем, «Умеете ли вы читать?» В начале урока учитель провела эксперимент: ученики прочитали текст и не один из них не смог ответить на вопросы учителя. Оказывается – цель не была поставлена. В течение урока учитель и ученики пытались ответить на вопрос в теме. Концепция «Обучение разным видам и приёмам чтения», над которой работает педагог, нова и до конца не разработана. Ольга Геннадьевна – первопроходец в нашем районе. В заключении урока уже со знанием дела школьники читали текст и смогли ответить почти на все поставленные педагогом вопросы. Только немного времени не хватило учителю сделать выводы, а это сказалось на общих конкурсных оценках.
Интересно прошёл урок у Светланы Николаевны Ефременко, учителя биологии из четвёртой школы. Ей самой понравилось работать с учениками первой школы:
– Я была приятно удивлена активностью учащихся. Чувствуются серьёзная подготовка и «рука» их педагога. Концепция «Коммуникативная деятельность учащихся на уроках», над которой я работаю, нашла благодатную почву, ученики были, что называется, «в теме».
С.Н. Ефременко уже двадцатый год работает в школе. Всерьёз увлеклась биологией позднее, окончила биофак. Каждый свой урок она начинает с глубокой подготовки к теме, применяет различные методы и приёмы – технологию сотрудничества, элементы критического мышления. «Развиваешься ты – развиваются дети» – это главное правило педагога.
Бесспорно, что в пятёрку лидеров среди учителей вошли эти педагоги. А ещё – Светлана Ивановна Полещук, учитель русского языка школы №2, Анастасия Николаевна Пономарёва, учитель начальных классов Королёвской школы, и Наталья Алексеевна Брылина из Боровлянки. Они продолжили участие в конкурсе, показав жюри мастер-класс – фрагменты уроков с использованием инновационных метапредметных технологий.
Мастерство педагогов проявилось в работе с детьми. Один из этапов конкурса «Разговор с учащимися». Главная трудность заключалась в том, что тему для разговора ребята выбирали сами. К примеру, О.Г. Булашовой выпало беседовать о том, как повлиять на сверстников. Наталья Васильевна Шулепова, учитель английского языка Усть-Ламенской школы, вела разговор, как стать успешным. А вот Н.Д. Савиной пришлось сложнее – последний разговор о том, как найти понимание в обществе, о позиции «белой вороны». И, надо сказать, беседа прошла блестяще: дети просто не хотели расставаться с учителем.
Пока педагоги знакомили друг друга с концепциями и делились опытом на уроках, классные руководители выражали свою педагогическую позицию в эссе «Воспитание сегодня», представляли визитную карточку класса, разрешали педагогические ситуации. Тамара Евгеньевна Бухонькина, учитель начальных классов второй школы, работает с малышами уже двадцать четыре года. За это время она не раз помогала детям готовиться к районным мероприятиям – конференциям, конкурсам, презентациям. А сама впервые решилась участвовать в педагогическом форуме.
– Участвую с удовольствием, с хорошим настроением. Волнуюсь, переживаю. Очень нравится атмосфера конкурса – доброжелательная, позитивная.
На многих мероприятиях мы все вместе – на выставке в музее, в тренажёрном зале. Много нам дала школа успеха, где мы обсуждали, как воспитать и научить успешного ученика, организовать клубные формирования, провести родительское собрание.
Татьяна Анатольевна Тихонова из Малышенки и Людмила Михайловна Кутырёва из Медведево отдали школе почти три десятка лет. И на конкурсе оказались в одинаковой ситуации – у одной снова первый класс, у другой – пятиклассники, которые в средней школе тоже новички.
В классе Елены Геннадьевны Коротковой, учителя начальных классов Земляновской средней школы, восемь учащихся. На конкурс приехал поддержать учителя Александр Баранов, её бывший ученик. Сейчас Саша уже в десятом классе. Он так отзывается о своём педагоге:
– С Еленой Геннадьевной всегда было интересно. Очень позитивный, доброжелательный учитель. Это она привила нам любовь к учебе, научила самостоятельно заниматься.
Захар – сын участницы конкурса. Когда-то он в дни самоуправления заменил педагога на уроке и понял, насколько сложно быть учителем в школе. Дома только вечерами видятся, иногда мама просит помочь, сын с готовностью вырезает из бумаги, клеит, рисует.
Надежда Васильевна Васильева, педагог первой школы, и Анастасия Юрьевна Нижегородцева, учитель физкультуры из Средних Чирков, обе уже участвовали в «Учителе года». Надежда Васильевна на защиту «визитки» пригласила своих третьеклассников. Это второй её класс. А раньше педагог вела у школьников группу продлённого дня. За эти годы выросло мастерство, в педагогическом багаже появилось много новых идей. Надо было видеть, с какой любовью и уважением смотрят на неё ученики. И на протяжении всего конкурса она активно участвовала в работе, что позволило членам жюри назвать Васильеву «душой коллектива». В пятёрку лидеров вошла и классный руководитель из Евсино Елена Анатольевна Калиновская. Она очень интересно показала, как бы вышла из ситуации, если бы стала свидетелем некрасивой безнравственной сцены: тринадцатилетний подросток кидал хлебом в сверстников. Она показала небольшой отрывок из классного часа, на котором говорилось о ценности хлеба. Методы и приёмы, которые использовала классный руководитель, направлял ребят поделиться собственными наблюдениями и сделать выводы.
Действительно, опытные педагоги всегда найдут решение педагогической проблемы. Очень много говорили учителя о личности самого педагога, о его роли в жизни каждого ученика. Педагогическую копилку классных руководителей пополнили и беседы с психологом Еленой Синельниковой, которая на протяжении всего конкурса была с ними рядом.
Осталось назвать победителей конкурса. Среди классных руководителей победителем была признана Надежда Васильевна Васильева. Победа в конкурсе – это признание на уровне района. На втором месте – Тамара Евгеньевна Бухонькина, третью ступень заняла Елена Геннадьевна Короткова. И наверное, не случайно, что все призёры – учителя начальных классов. В младшем звене педагоги с детьми неразрывно работают и на уроках и во внеурочной деятельности. К сожалению, в старших классах связь эта теряется.
Среди учителей лидером этого года стала Светлана Николаевна Ефременко. Совсем немного уступили ей Наталья Дмитриевна Савина и Светлана Ивановна Полещук.
Заведующая методическим кабинетом районного отдела образования Л.А. Дюкова отметила, что нынешний конкурс «Педагог года» напомнил ей фестиваль «Новая волна». В течение нескольких дней педагоги не просто соревновались, они выступали в качестве новаторов, наставников, делились опытом и с готовностью учились новому.
– Казалось бы, всё те же лица, с которыми каждодневно работаем, но в каком же ярком, творческом, позитивном амплуа они выступили! – с нескрываемым восхищением высказала Любовь Дюкова.
Фото Виталия Ракова