Поздравительные письма от Президента Российской Федерации вручаются уже второй год тем юбилярам, кому исполнилось девяносто пять и сто лет. В их числе – Анна Васильевна Харалгина из Покровки.
Родной эта деревня для бабушки стала лет сорок назад. А раньше она проживала в Упоровском районе.
– Такой необычной фамилии здесь нет, это я её со своей малой родины привезла, – улыбаясь, говорит юбилярша.
…Жила семья Ани в деревне Путилово. Почему такое название? Оказывается, здесь был похоронен один из тех рабочих, кто трудился на знаменитом Путиловском заводе, выпускавшем артиллерийские снаряды, пушки и многое другое.
У Харалгиных было семеро детей, Аня – третий по счёту ребёнок. Выжили лишь трое, остальные умерли в младенчестве.
– Ни одного класса я не закончила, вообще в школе не училась. Бедной наша семья была, не до уроков, младших братьев и сестрёнок нянчила, – вздыхая, рассказывает бабушка.
В четырнадцать лет она уже пошла работать дояркой. Тогда у неё было десять рогатых «подопечных». Постепенно гурт увеличился до пятнадцати-семнадцати голов. Механизации, конечно же, в то время не имелось, доили коров вручную. С такого тяжёлого труда началась подростковая пора нашей героини.
– Время трудное было, кушать хотелось, одежда ветхая. Мы с подружками сами себе наряды готовили. Из мешков юбки шили, в них и ходили. А вот парадной юбкой считалась связанная из ваты. Да-а-а… И такое было, – качает головой А.В.Харалгина.
Хорошо помнит бабушка Аня страшный день 22 июня. Деревня маленькая была, почти всех на фронт забрали. Остались женщины, дети да немощные старики, кто уже не мог держать в руках оружие.
– И похоронки приходили… Рыдали вдовы, от горя не знали, что делать. Война, одним словом… – с горечью вспоминает Анна Васильевна.
В победном 45-ом ей было уже 28 лет. Работала девушка на тракторе. Сначала за прицепом ходила, а потом и за руль самостоятельно села.
– Только без учёбы не допустили бы. Вот и ходили мы за двадцать километров пешком, учились, чтобы водить такую технику, – говорит бабушка.
…Летит над деревней песня. Далеко разносятся слова над лесом, над полем. Это на деревенских вечёрках девушки запевают. Среди них и Анна Васильевна.
– Частушки, всякие разные песни знала. Сейчас уж подзабыла. А самая любимая моя: «Вот кто-то с горочки спустился, наверно, милый мой идёт…». Только милого я так и не нашла. Родила дочь Татьяну, да так сама её и воспитывала, – говорит А.В.Харалгина.
В деревне Путилово Анна Васильевна выстроила дом. Но пожила в нём всего три года. Потом продала и уехала в Покровку к дочери. Возле родного человека легче.
– Вспоминаю, всё вспоминаю. Как будто картинки перед глазами. Жизнь – она ведь долгая, уже девяносто пять мне 21 декабря исполнилось. Приезжали из Сладкова, поздравляли торжественно. Приятно, что не забывают нас, внимание уделяют, – улыбается долгожительница.
…Пока беседуем с бабушкой, дочь Татьяна заботливо накидывает на плечи матери тёплую шаль.
– Дом старенький у нас, поэтому холодно. И пол не всегда тёплый, от окон дует. Мёрзну, – объясняет наша собеседница.
…На столе в комнате замечаем разросшийся алоэ. Это растение – непременный «житель» многих домов, где увлекаются цветами. Его лекарственные свойства известны всем. И, конечно же, пожилые люди обязательно садят столетник.
– Может быть, Анна Васильевна, мы сфотографируем Вас с любимым цветком? – предлагаем мы.
– А давайте! – соглашается бабушка и добавляет: – Сто лет он живёт, говорят. Вот и мне уж за девяносто пять перевалило. Только вековой юбилей поди-ка не отмечу…
– Обязательно отметите! – уверили мы. Такие люди, как Анна Васильевна, закалены судьбой. Они сумели противостоять трудностям и вселяют уверенность в других. Соль земли российской. На них держится наша жизнь. И отвоёванное на фронте и в тылу прошлое. И сегодняшние дни. И светлое будущее, которым мы обязаны старшему поколению.
Фото Алексея ШАЦКИХ