Медиакарта
7:51 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уватский аэропорт. Как это было…

Уватский аэропорт. Как это было…
09:04 | 08 февраля 2013

Спецификой Севера и тайги всегда было отсутствие развитой сети дорог: по сути дела освоение этих территорий велось либо по воде, либо по воздуху. Второй путь во время строительства газо- и нефтепроводов оказался наиболее оптимальным.

Аэропорт «Уват» был создан в 1960 году Тюменским управлением гражданской авиации как промежуточный пункт дозаправки между областным центром и Севером. Спустя время он стал еще и основным в Уватском районе перевозчиком пассажиров из Тюмени и Тобольска в Уват, а отсюда - в Горноправдинск, Болчары, Тугалово, Демьянское, Соровое. Всего за год на самолетах ЛИ-2 («Дуглас») и Ан-2 («Аннушка») перевозили до 12 тысяч человек. Авиаперелет - роскошь по меркам современности - в 1960-70-е годы стоил всего 1 рубль до Туртаса и 13 рублей до Тюмени.

В приоритете всегда была своевременная доставка почты. Сами летчики шутят: можно было не перевозить всё и кого угодно, но почту обязаны были доставлять в любое время года и в любую погоду. Уватский аэропорт за многие годы внес весомый вклад также в развитие нефтегазового комплекса страны.

Вплоть до 1995 года авиация оставалась чуть ли не единственным видом транспорта для геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобычи и перекачки. На этой стезе работала тяжелая вертолетная техника: МИ-6, МИ-10, МИ-26, которая производила монтаж ЛЭП, вела доставку грузов. Здесь осваивалось и испытывалось большинство авиационных технических новинок, поскольку Тюменская область занимала одно из ведущих мест по развитию нефтедобычи, а значит, и воздушный транспорт применялся здесь в первую очередь.

Кроме того, большой объем для авиаработ обеспечивал Тобольский рыбный завод, сеть которого охватывала значительную территорию Уватского района: вывоз рыбы осуществлялся самолетами и вертолетами.

Аэропорт «Уват» имел три взлётно-посадочных полосы, в том числе одну с ночным освещением. Здесь работали все подразделения, обеспечивающие полеты: служба движения, инженеры, персонал отдела перевозок, медики, наземная служба, обеспечивающая готовность взлетно-посадочной полосы, были собственная гостиница, столовая, служба авиационных горюче-смазочных материалов. Коллектив составлял около 120 человек, в основном все из местных жителей.

Авиация всегда относилась к транспорту с повышенными требованиями безопасности. Были и вынужденные посадки, но люди оставались живыми. В этом заслуга всех, кто когда-либо работал на фронте уватской авиации: внимательность и ответственность - вот их даже не отличительные, а профессиональные черты.

К середине 1990-х годов появились железная дорога и федеральная автотрасса, а авиаперевозка пассажиров отпала сама по себе.

Точку в жизнедеятельности уватского аэропорта поставила перестроечная реформа, которая по сути перекрыла финансирование убыточных предприятий.

Общая численность Тюменского подразделения Аэрофлота составляла 25 тысяч работающих. Но перейдя на самообеспечение в начале 1990-х годов, малая авиация не могла более обеспечивать себя, и областное управление гражданской авиации пересмотрело объемы, а к 1995 году ликвидировало Уватский аэропорт и весь Тобольский объединенный авиаотряд. Всего без работы осталось 1350 человек, в том числе и уватцы.

С этого момента происходит перерождение авиации: опыт и лучшие традиции Аэрофлота воплощаются уже в частном бизнесе. Предприятие «Уватсервис» во главе с экс-начальником аэропорта «Уват» В.Ф. Слинкиным поставило перед собой цель сохранить уватскую авиацию и продолжить ее развитие.

Автор: Владимир НАСЫРОВ