В суматохе только что завершившегося конкурса обладательница титула «Воспитатель года», смущаясь, отвечала на вопросы журналистов:
– Я в восторге от конкурса. Но победа стала для меня полной неожиданностью. Была рада, когда вошла в пятерку, а на первое место даже не рассчитывала.
Татьяна Киреева уже почти четверть века работает с детьми. Сегодняшняя победа для нее – далеко не первая. Татьяна Леонидовна становилась победительницей районного конкурса «Воспитатель года» в 1996 году. А два года назад она одержала победу на областном креатив-фестивале, впервые представляя на общественный суд тему своей работы. С ней же она заявилась на участие в конкурсе и в этот раз. «Экспериментирование в детском саду с объектами и явлениями окружающей природы» заинтриговало жюри еще в первый день, когда прошедшие заочный этап воспитатели давали презентацию своего педагогического опыта.
Татьяна Леонидовна по своей теме работает с 2010 года. Тогда при проведении занятий по окружающему миру она начала вводить элементы экспериментирования с воздухом, водой, растениями. И заметила, насколько это интересно детям, и пройденный материал запоминается лучше, если ребятня вовлечена в процесс. Со временем Татьяна Леонидовна систематизировала свои наработки, на весь год составила план. Уже три года воспитанники малышенской «Ласточки», примеряя на себя роль маленьких эйнштейнов, выбираются со своей воспитательницей на луг и речку, на зерносклад и пекарню, где с восторгом наблюдают, как выпекается ароматный хлеб. Дети в ходе эксперимента на себе познают, насколько важен человеку воздух или как непросто обходиться без зрения.
Постоянно работая в этом направлении со своими детьми, Татьяна Леонидовна не знала, как воспримут её занятие воспитанники детского сада «Ёлочка», в котором проходил конкурс. Каждый из участников работал с разными группами, оговаривая лишь возраст и количество малышей. А знакомиться им предстояло уже в процессе. В этом-то и заключалась главная задача второго этапа: не только представить свою авторскую идею на практике, но и наладить контакт с незнакомыми ребятишками.
Десять мальчишек и девчонок без доли робости познакомились с новой воспитательницей и с радостью окунулись в сказочное приключение, разгадывая послание от гномов. Восторгу детей не было предела, когда, нарядив в белые халаты, Татьяна Леонидовна пригласила их в импровизированную лабораторию, где новоиспеченные «ученые» ставили опыты над камнями. А в память об этом приключении каждый из маленьких новых знакомых Татьяны Леонидовны получил небольшие подарки.
– На этом этапе оценить нашу работу можно было просто охватив взором детей, заинтересованы ли они, – говорит Татьяна Леонидовна. – Малыши, как лакмусовая бумажка, через их поведение проявляется твое отношение к ним. Если ты не сдержан, дети этого не прощают. Только тогда можешь работать с ребятишками, если действительно любишь их.
То, что будет работать с детьми, Татьяна Леонидовна знала, когда сама еще была ребенком. Их семья была небольшая, она и сестра, но с ответственной десятилетней Таней родные всегда оставляли ораву племянников, уезжая на сенокос. Девочке такая «работа» была в радость, накормить, спать уложить и придумать кучу забав – трудности для нее не составляло. В будущем Таня видела себя педиатром или сотрудником детской комнаты милиции. Но судьба внесла свои коррективы. Однажды на дискотеке десятиклассница Таня встретила своего будущего мужа, только вернувшегося из армии. Михаил далеко возлюбленную отпускать не захотел, поэтому Татьяна после школы, не раздумывая, поступила в педучилище. Свадьбу сыграли через неделю после его окончания, и тут же Татьяна Леонидовна устроилась на работу в Малышенский детский сад, в котором работает до сих пор. Сегодня к ней в группу уже своих детей приводят её первые воспитанники. Вспоминает, что маленькими выдумщиками она была окружена не только на работе, но и дома. У сыновей-погодок всегда было много друзей, которые любили собираться в гостях у приветливой тети Тани.
Своей доброжелательностью, спокойствием и ровным мелодичным голосом Татьяна Леонидовна завоевала не только детское расположение, но и признание членов жюри и других участниц. За пять дней конкурса коллеги смогли перенять опыт и стать опорой друг для друга. Во время последнего третьего этапа, когда конкурсанты давали мастер-классы, от первоначальной скованности не осталось и следа. Взрослые женщины с разным опытом работы включились в занятие с таким же восторгом и интересом, как еще день назад дети. Тем более, что после напряжённой соревновательной первой половины дня у них была возможность пообщаться во время лыжной прогулки или занятий в спортзале. Программа конкурса в этом году была как никогда разнообразной.
– С удовольствием пообщалась с коллегами, – говорит Татьяна Леонидовна. – У каждой в работе своя изюминка. Запомнились разнообразие игр от Татьяны Казариновой, бумажное творчество Любови Лоренц. Каждый из нас смог взять что-то себе на заметку.
Любовь Анатольевна Лоренц, воспитатель детского сада «Елочка» стала обладательницей диплома третьей степени, обойдя Татьяну Юрьевну Казаринову, коллегу из Земляной, и Марину Владимировну Пинигину, воспитателя детского сада «Вишенка». Второе место – у молодого логопеда детского сада «Вишенка» Татьяны Александровны Кузьминой.
Пять дней новых впечатлений, знакомств и волнений позволяют посмотреть на свою работу со стороны, возможно, что-то изменить в ней. И с новыми силами и идеями вернуться к любимым воспитанникам. Их хорошее настроение, развитость и успешность – лучшая оценка работы любого педагога.
Фото Виталия Ракова