Годы расставляют свои указатели
Есть в жизни ценности, над которыми время не властно. Для женщины – это её семья, дети, возможность жить в гармонии с окружающим миром.
Помню в детском саду послевоенных лет худеньких, слабеньких Раю Угренинову, Лиду Чупрунову и их многодетных матерей – Вею Арсентьевну и Анну Семёновну, овдовевших в Великую Отечественную, для которых счастьем были их накормленные дети, одежда, обувка появившаяся у малюток. Они смогли вырастить своих деток достойными людьми.
Сегодня мы хотим для своих большего, отдавая себя работе и забывая о том, что детям никакие блага не заменит общение их с родителями, и в погоне за призрачными ценностями теряем своих детей.
Когда-то в нашем районе работал Женсовет. В течение пятнадцати лет его состав не менялся, поэтому проблемы многодетных семей и одиноких матерей нам были хорошо знакомы, а их тяготы жизни мы, как могли, старались облегчить. Добивались жилья, материальной помощи, посещали детей-инвалидов, распределяли во времена дефицита детские товары. По нашей просьбе на уроках в школе шили ползунки, распашонки для новорождённых, простыни, ночные рубашки для пожилых.
Шли годы. Закрылась в Упорово круглосуточная смена в детском саду, которая была для родителей, работающих по сменному графику, для тех, кому приходилось ездить в командировки, для родителей – студентов-заочников. Затем сократилась и двенадцатичасовая продолжительность работы дошкольных учреждений. Вместо кропотливой, непростой каждодневной работы с семьёй всё чаще стали применять крайнюю меру – лишение родительских прав.
Как и.о. председателя районного совета женщин я не раз участвовала в заседаниях областного совета. Мы вели речь о защищённости женщин в условиях рыночной экономики, о том, как представительницам слабого пола не утратить свою первозданную роль хранительницы домашнего очага.
Сегодня много детей-сирот при живых родителях. Так называемых социальных сирот. Патронатное воспитание – дело неплохое, но как важно, чтобы патронатные родители-воспитатели были способны вникнуть в детскую надломанную психику, умели вовремя поддержать и направить неокрепшие детские души.
Многие годы по мере сил отслеживаю всё, что касается вопросов государственной политики по отношению к семье. Тюменская областная Дума не раз выходила со своими предложениями на федеральный уровень. Особенно запомнилось мне выступление В. Рейна на одном из заседаний: «Мы больны нравственно и физически. Тут нужна поддержака семьи – не формальность!»
Сейчас много разговоров идёт об ювенальной юстиции – форме контроля за семьёй, пришедшей к нам с Запада.
Слепое копирование зарубежного опыта не может не вызывать тревогу – ведь у российской семьи свои традиции, которые складывались веками.
На днях на состоявшемся в Москве Всероссийском собрании родителей, посвящённом этой теме, выступил Президент России Владимир Владимирович Путин. Он затронул многие острые вопросы, связанные с современной семьёй. Глава нашего государства согласился с тем, что ряд законов в социальной защите содержат в себе социальные риски и требуют доработки. Россия, отметил он, хоть и открыта для всего, что может улучшить жизнь в стране, но это улучшение должно быть явным и признаваться обществом.
На что мне хотелось бы обратить внимание дорогих односельчан? Давайте не жить по принципу: моя хата с краю. Это – не наш девиз. Иногда вовремя сказанное слово способно уберечь от неправильного поступка, а добрый совет наставит на верный путь. Российские сёла, деревни, всегда жили как одна семья. Крепкая семья
– крепкая держава. Многие, конечно, помнят этот лозунг прошлых лет. Не было у нас чужой беды, не было чужих детей. Пусть и не будет никогда.
Ирина ЧЕРВИНА,ветеран педагогического труда.