Три курса потерявшегося корабля
Приятно вспоминать далёкие моменты школьных будней. С задором выбегая из школы, ловя снежинки не застёгнутыми из-за спешки портфелями, несёмся на урок технологии в нашу мастерскую. Несмотря на сугробы перемахиваем через забор, дабы не обходить здание. Щёки горят. Слегка замёрзшими руками открываем дверь. Доброе утро...
Алексей Вдовин перебрался в Упоровский район в 2002 году. Сразу же устроился в Чернаковскую школу преподавателем технологии. Большую часть своего личного времени он проводил на рабочем месте. Загорелся идеей «уникальной мастерской», где дети разного школьного возраста и финансовых возможностей могли бы с пользой проводить свой досуг. Он пытался развить и развивал в своих подопечных неожиданный взгляд на природу вещей. Благодаря творческим порывам и экспериментально-исследовательской деятельности школьники могли творить и открывать в себе как в общечеловеческом, так и в техническом смыслах новые грани. На этапах становления каждой личности необходимо найти занятие, требующее приличного количества времени. Такое, которое бы учило таким важным качествам, как работа в коллективе, уважение к окружающим и самому себе. Алексей Юрьевич, будучи педагогом дополнительного образования, прекрасно это понимал.
Задумываясь надо всем этим, он разработал свою собственную программу. «Интересно и то, что попытки составления даже хорошо продуманного плана на год – обречены». Невозможно даже предугадать в какие долины может увести творческая мысль. «Надо понимать, что всякое движение вперёд неизбежно требует изменений, находок, изобретательства, отказа от старого и перехода к более совершенному… Самые удачные находки бывают только тогда, когда всё время идут отступления от плана». Трудно усомниться в этих словах, когда знаешь об успешном результате применения на деле этих умозаключений. Художественное выпиливание из дерева, авиамоделизм, работа на пришкольном участке – всё это является его заслугой.
Алексей Юрьевич, всего за шесть лет существования кружка, подготовил шестнадцать спортсменов-разрядников по авиамодельному спорту. В 2004 году ребята стали чемпионами областных соревнований. В этом же году на прошедшем в Новосибирске Чемпионате России его воспитанники заняли достойное седьмое командное место. Нужно ли говорить, что работа данного преподавателя имеет более глубокий смысл с точки зрения воспитания подрастающих инженеров? Как много уже сделано для развития инженерной мысли. А как много ещё будет сделано? И если наступала пауза в авиамоделизме, дети добивались успехов в декоративно-прикладном творчестве, демонстрируя свои поделки и предметы домашнего обихода, сделанные своими руками в мастерской, на конкурсах и выставках. Одна из главных задач педагога, ведущего кружки по интересам – развить у детей потребность в творчестве. А это у Алексея Вдовина получалось прекрасно.
Не так давно он перенёс инфаркт. Пока ни о какой работе и речи не идёт. Требуется длительное восстановление. В настоящее время, находясь большую часть времени под крышей родного дома, Алексей Юрьевич пишет статьи, посвящённые выращиванию редких или капризных видов садово-огородных культур, делится своим богатым опытом, размещая их в Интернете. Многие журналы и газеты, ориентированные на приусадебное хозяйство, живо интересуются его материалами, берут в печать. Подтверждается старая добрая истина – талантливый человек талантлив во всём.
Не нужно говорить, как важно занять молодое поколение, отвлечь от улицы. Сейчас это трудно сделать. Такие уникальные вещи, как авиамодельный спорт например, способны покорить внимание детей. Времена меняются, меняются и люди. Печально, но теперь у многих преобладают немного другие ценности. Есть светлые головы, но их необходимо заметить. Нужно захотеть заметить, чтобы не оставить человека один на один с проблемой. Одному с кораблём не управиться.
Перечитывая программу, написанную Алексеем Юрьевичем, встретил любопытную цитату из Конфуция: «Три пути есть у человека, чтобы разумно поступить. Первый – самый благородный – размышление. Второй – самый лёгкий – подражание. Третий – самый горький – опыт». И у нас есть три пути, чтобы разумно поступить в этой ситуации. Первый – самый благородный – сострадание. Второй – самый лёгкий – равнодушие. Третий – самый сложный – возрождение. Проще всего пойти по первому пути, ведь это ни во что не выливается. Второй путь даже во внимание принимать нельзя. А третий… Чтобы последовать третьим путём необходимы совместные усилия. Для управления кораблём нужна команда. И только благодаря команде он сможет покорить новые просторы и открыть новые горизонты.
Отрадно, что был избран третий путь. Поговорив с Мариной Седовой, и.о. директора Центра реализации молодёжных программ, мы узнали, что недели две назад Алексею Вдовину поступило предложение о восстановлении работы кружка по авиамоделизму и декоративно-прикладному творчеству. Выделение помещения в селе Упорово и все материальные вопросы берёт на себя данная организация. И уже ближе к лету, когда преподаватель восстановит свои силы, физические и моральные, этот кружок должен заработать. А дети, занимающиеся под началом и чутким руководством Алексея Юрьевича, продолжат покорять высоты в своём деле.
Изрядно накушавшись реалиями нашего времени, можно задуматься о душевном покое. Хорошо бы возделывать свои восемь соток, радоваться урожаю, заниматься воспитанием дочки и просто наслаждаться жизнью. Но – курс избран. Команда готова к новым свершениям. К штурвалу, товарищ капитан!
Сергей КВАСОВ.