Нашей маме, Антонине Герасимовне Молодчиковой, в феврале исполняется 85 лет. Родилась она в д. Мороково Боровлянского сельского совета. В семье было семь сыновей и одна дочь, на её плечах лежала вся забота о братьях и домашнем хозяйстве: мыла, стирала, варила, часто заменяла братьям маму, которая с утра до вечера работала на колхозном поле. В 1941 году окончила Горбуновскую начальную школу. И тут грянула война. Мечта пойти учиться в пятый класс не сбылась. В 13 лет пошла работать в колхоз, заменив ушедших на фронт отца и брата. Так закончилось Тонино детство.
– Работали наравне со взрослыми, – вспоминает мама. – На колхозных полях пололи хлеба, рвали лен, копали картошку. Летом нас отправили на дальние покосы, за десять километров от деревни. Косить было тяжело: силёнок ещё мало да и питание плохое. Заваривали муку или крупу кипятком и ели эту «заваруху». В бригаде были дети да еще два старика, которые учили нас косить и отбивать литовки. Жили в шалашах, которые сами строили. Поставим рогатули, покроем их берестой, сверху закидаем ветвями деревьев, внутри настелем сена, кто тряпки какие-нибудь из дома привезет – вот и жилище готово. Работали с раннего утра и до позднего вечера, пока не стемнеет. В баню нас возили через две недели. Помоемся, потом до утра пробегаем на вечорках: ходим по улице, песни поем. А утром рано уже на сенокос пора. Спать хочется, но ничего не поделаешь, знали, что надо. И так все лето. А осенью на конях хлеб жали, вязали снопы. Здесь нужна была сноровка. Если не успеешь вовремя связать снопы, ребятишки проедут по жатке, растреплют её, потом плохо снопы вязать. Вот и торопились, работали, не разгибая спины.
Весной 1944 года маму назначили поварихой в тракторный отряд. Осенью перевели весовщиком в Усть-Ламенскую МТС. Работа тяжелая, приходилось таскать мешки с зерном на весы, грузить в телеги. Здесь трудилась до конца уборки. А к зиме переехала в посёлок. Устроилась в артель «Свободный труд». Бригада состояла из десяти человек, работали в основном молодые девчата. Пряли, вязали тёплые вещи для фронта.
– Рабочий день длился по 10-12 часов, – рассказывает мама. – Каждой бригаде доводился план. Если не успевали, брали работу домой. Хотелось побольше сделать, а темнело рано. Освещение плохое – керосиновая лампа. Паек составлял 100-150 граммов хлеба в день. Получишь булку, съешь за день, а потом картошкой питаешься. Иногда из деревни что-нибудь вышлют. Но работали с желанием, пели песни. Знали, что на фронте ждут наши посылки.
После войны мама перешла в швейный цех. Сначала работала ученицей, затем перевели мастером. Шила верхнюю одежду: фуфайки, пальто, брюки. Шили в то время дёшево, заказов принимали много, в магазинах ничего не было.
В 1948 году мама вышла замуж. Здесь и пригодились портновские навыки, шила на дому, вязала пуховые шали. Воспитала четверых детей. В 1977 году её постигло горе – умерла старшая дочь, оставив четырехлетнюю дочку. Воспитала и внучку. У Антонины Герасимовны шестеро внуков, пятеро правнуков, которые очень любят свою бабушку и часто навещают её.
Наша мама награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
В этот юбилейный для неё год хочется пожелать нашей любимой мамочке, бабушке здоровья, внимания и заботы родных, тепла и уюта в доме, долгих лет жизни!