-- У всех учителей судьба одинаковая, -- говорит со скромной улыбкой Нина Фёдоровна Коровина, учитель иностранного языка Калининской средней школы. И с ней трудно не согласиться в том, что с утра до позднего вечера все учителя, которые болеют школой, сидят за тетрадками и конспектами в классах, занимаются общими ученическими делами.
18 января Нина Фёдоровна отметила 60-летний юбилей. Она уже на пенсии, но 36 лет стажа никуда не денутся, а сотни учеников никогда не забудут добрую учительницу.
-- Я уже сказала, что судьба моя похожа на судьбу многих учителей, -- продолжает Нина Фёдоровна, -- похожа она и в том, что выбор профессии во многом определила любовь к первой учительнице. Моя вторая мама – Екатерина Тимофеевна Зайцева, она и научила любить школу и детей, во всём мне доверяла, даже проверять тетради и ставить отметки красными чернилами.
Ещё за многое Нина Фёдоровна благодарна своей маме, которая не имела образования, но была очень мудрой женщиной в вопросах воспитания. Принципов своей мамы Нина Фёдоровна придерживалась как в своей семье, так и в школе.
-- Я была ревнивым ребёнком, потому что старшая, многое, мне казалось, приходилось делать, а младшего брата жалели. Я это маме высказывала, говорила, что не любит меня. А она спокойно всегда отвечала: «Вот смотри, Нина, пять пальцев на руке. Отрежь любой – одинаково больно будет. И мне вы все одинаковы». И эта простая мудрость всё объясняла. Заставит что-нибудь делать, а я опять в протест, тогда мама, молча, сама начинала выполнять свою же просьбу. И мне так стыдно становилось! Потом я поняла, что ни угрозы, ни уговоры результата не принесут, надо поступать так, как моя мама.
В 1968 году Нина Фёдоровна поступила в педучилище. После окончания по распределению попала в Викуловский район. Вакансий учителей начальных классов не было, и предложили ей работать или пионервожатой в Чуртане, или учителем иностранного языка в Калинино.
-- А иностранный язык мне нравился всегда, и сама я по национальности немка, поэтому выбрала, конечно же, немецкий, -- улыбается Нина Фёдоровна. – И если была бы сейчас возможность начать всё заново, я бы пошла на иняз. Не зря так судьба сложилась. Я очень довольна, что всю жизнь проработала учителем именно иностранного языка!
Когда молодой учитель пришла на работу, в Калининской школе ещё ни слова не знали по-немецки, предмет никогда не вели. Пришлось ей во всех классах – с 5 по 8 (школа была в ту пору восьмилетней)-- вести немецкий с азов. Постепенно нагнали всё же программу.
Все дети всегда для Нины Фёдоровны были одинаковы, не выделяла любимчиков.
-- Как-то была классным руководителем в 6 классе, запомнился такой случай, -- рассказывает Нина Фёдоровна. -- Я сидела в классе, готовила конспекты на завтра. Пришла моя ученица, начала дежурство по классу, хотя должна была быть на физкультуре. Я спросила: а что уроков нет? «Нет, я ушла, раз дежурная, надо успеть всё сделать», -- ответила она. А я сказала, чтобы немедленно шла на урок. Она расплакалась: «Вы меня не любите!». Тогда я подошла, обняла её за плечи и сказала: как же я тебя не люблю? Думаешь, я своих детей не ругаю? Ругаю! Но это не значит, что я их не люблю. И мама с бабушкой тоже могут тебя ругать, но они тебя любят. Девочка всё поняла и успокоилась. Так я всегда старалась сглаживать острые ситуации.
И на своих детей времени хватало, не были обделены они любовью и вниманием. Летом шла учительница в отпуск – и дети шутили, что они тоже в отпуске, всюду с мамой бегали, и на речку, и в лес.
-- А в школе очень трудно работать. «Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя», -- эти строки из песни, которую пели ещё в педучилище, я запомнила навсегда. Это истинная правда. И нужно «оставлять у школьного порога все горести свои», чтобы дети никогда не видели, что тебе плохо, твоих негативных эмоций. Они очень чувствительны. Сильные люди идут в учителя. И я горжусь, что я учитель!
И мы с уважением поздравляем Нину Фёдоровну с юбилеем! Спасибо Вам за учеников, терпение и любовь!
На снимке: Н. Ф. Коровина
Фото Т. СУХОВОЙ