Телерадиокомпания «Регион-Тюмень» – хранительница огромного исторического пласта поистине мировых событий и достижений. Главный критерий развития телерадиокомпании – всегда быть на волне сердца пятимиллионной телеаудитории Тюменской области.
55 лет телевидению «Регион-Тюмень». Целая эпоха обретений, постижений, преодолений, поисков лицедейства и настоящего самоотверженного труда многих поколений телевизионщиков. 55 лет – это история в людских судьбах тюменского областного телевидения.
Историческая справка
Теоретически тюменское телевидение берёт свое начало с 1935 года. Практически местное телевидение обязано своим появлением радиолюбителям города. 12 энтузиастов во главе с Н.С.Стояновым собственными силами построили местный телецентр. 25 октября 1957 года состоялась первая телепередача. 29 октября 1958 года создан Тюменский областной комитет по телевидению и радиовещанию.
Спустя 35 лет, в 1992 году, министр печати и информации РФ Михаил Полторанин подписал приказ о создании на базе комитета по ТВ и РВ телерадиовещательной компании «Регион-Тюмень».
55 лет – телевизионная эпоха. В новом 21 веке телерадиокомпания получила новый творческий импульс: переход телевещания на «цифру», создание холдинга «Регион-Тюмень», который вещает на трёх телеканалах: «Россия», «Россия-24», «Культура» и на трёх радиостанциях: «Радио «Россия», «Маяк-FM» и «Вести-FM».
Новые телевизионные проекты, благотворительные акции, широкое фестивальное движение, эксклюзивные телерадиоэкспедиции «Север» и «Страда». За последнюю пятилетку – от 50 до 55 – коллектив компании реализовал несколько новых уникальных проектов: «Семь чудес Тюменской области», «Тюмень – красота неописуемая», «Сибирь – волшебная страна», «Рекорды Тюменской области», «Выпускной бал на набережной».
Практически с этого и началась беседа с руководителем телерадиокомпании «Регион-Тюмень» Анатолием Омельчуком и журналистами ГТРК Людмилой Губановой (в ГТРК «Регион-Тюмень» – 33 года), Юлией Мурзабулатовой, корреспондентом информационной службы ТВ. После окончания филологического факультета Магнитогорского института два года работает в «Регионе». Надымчанка Екатерина Доброскок на телевидении – два года, в «Регионе» – первый год. Окончила факультет журналистики Белгородского университета.
Анатолий Константинович Омельчук
В журналистике – 50 лет. Четверть века отработал на Севере: на Таймыре и в Салехарде. 25 лет руководит телерадиокомпанией «Регион-Тюмень». Заслуженный работник культуры РФ, член Президиума Международной Академии ТВ и РВ, член Союза российских писателей, лауреат литературных и журналистских премий. Награждён знаком Союза журналистов России «Золотое перо России». В 2011 году стал кавалером «Ордена Дружбы».
Губанова: Первый вопрос от меня – он у меня один…
Омельчук: Не вводи нас в заблуждение. У тебя в единственном вопросе – 8 вопросов.
Губанова: Год у нас настолько юбилейный (насыщенный – не хочется говорить): 55 телевидению «Регион-Тюмень», 20 лет самой популярной и любимой народом программе «Город», 20 лет рекламно-коммерческой службе, 10 лет «Вести» - в эфире, 20-я экспедиция «Север» – эксклюзивная работа телерадиокомпании и, конечно, количество акций – не сосчитать… Анатолий Константинович, это что за совпадение такое?
Омельчук: 55-летие телевидения приходится на 2012 год – год с дополнительным днём (не будем уточнять, какой этот день) - дополнительным днём нашего человеческого счастья. Естественно, дополнительный день счастья не 29 февраля, а 25 октября, который и считается днём рождения областного телевидения. Две пятёрки. Если компания отличница, то и остальные подтягиваются: и 20-летние и 10-летние…
Губанова: Если по официальным рейтингам мы в тройке лучших компаний по России, рядом с Питером и Москвой, думаю, это очень серьёзная оценка.
Омельчук: Это продолжение первого твоего и единственного вопроса? Хочу сказать: официальных рейтингов не бывает. Частное агентство Gallup Media. Объективные и достоверные данные, но не официальные. Рейтинги – несовершенный инструмент измерения – не скрипка Страдивари в руках Башмета, но вполне приемлемый способ измерения нашей востребованности. Не все рейтинги нас устраивают, но с этими можно смириться. Самое замечательное событие этого года – наш прайм поднялся на семь пунктов.
Фантастика! Мы наконец-то выполнили приказ нашей «материнской» компании, – наш прайм постоянно опережает московский «вестевский» прайм. Задание главного штаба выполнено: мы системно – не время от времени – парим над «Вестями» коллектива «Россия».
Доброскок: Анатолий Константинович, я новый человек в коллективе, и мне интересно… Вы пришли в «Регион-Тюмень» более четверти века назад. Какой вы помните компанию в те годы? Как воспринял коллектив ваш приход?
Омельчук: Коллектив воспринял как неизбежное зло, хотя даже по тем временам выбирали из троих. Помню и знаю, с кем я конкурировал: они более прожжённые телевизионщики. Может, они не победили потому, что коллектив их хорошо знал. А тут прилетел «снежок» с Севера… Когда не знают, а только догадываются, какие мерзости он будет устраивать, верят в хорошее. Новичку всегда везёт больше. У тебя одна только задача: ни с кем не поругаться, быть пушистым, потому что тебе дали аванс. В тебя верят, как в замечательного профессионала. Главное – не обмануть надежды. Пришёл тогда в комитет по ТВ и РВ Тюменского облисполкома, опыта телевизионного никакого, небольшой опыт командирский. Надо только учиться, смотреть, что делают тюменские асы. Коллектив замечательный – тогда я видел лишь достоинства всех своих коллег, соратников, современников. Мне всегда казалось, что наш коллектив – лучший всех времён и народов, хотя это не должно обижать нынешний состав телерадиокомпании. Мы работаем в других условиях, в другое время и, возможно, на более высоком уровне - на мой взгляд - уровне требований и уровне востребованности.
В 1987 году комитет по ТВ и РВ работал на одном телеканале. Единица – Центральное телевидение. И мы – на канале «слива». Рейтинг в 75 пунктов никого не удивлял, нынешние - 15-20, но это выше мирового уровня востребованности. Конечно, в восьмидесятые работали хорошие профессионалы, и я до сих пор ощущаю себя учеником.
Губанова: Для девчонок, своих молодых коллег хочу сказать: вообще появление Анатолия Константиновича для нас было шоком. Он был такой демократ! Представляете, идёт председатель и говорит: «Привет!»
Мурзабулатова: Недавно мы составляли своеобразную азбуку телевидения, словарь от А до Я. Без каких слов, букв и понятий, Анатолий Константинович, нет и никогда не будет тюменского телевидения?
Омельчук: Без каких букв алфавита? Это «Ы», мягкий знак, конечно, «Я». Кстати, я работал на Севере… Север – такое коллективное одиночество. Здесь, «на земле», как говорили и говорят северяне, сразу понял, что каждый человек на телевидении не может быть «мы». Только «я», хотя на телевидении работа артельная. Далее: мягкий знак, «Э». В конце алфавита – твёрдый знак. Наша телевизионная азбука.
Мурзабулатова: Без трудностей, получается, не бывает телевидения?
Омельчук: Ъ – начальник и подчинённый должны быть тверды в отстаивании своих убеждений. Чем твёрже подчинённый, тем мягче должен быть начальник. Хотя у каждого своя правда, которую надо поделить на всех телезрителей.
Губанова: А мягкий знак, Анатолий Константинович?
Омельчук: Мягкий - ну, это когда «привет»… (уловили?)
Доброскок: Перейдём к более лояльным вопросам – по поводу программ, их очень много на тюменском телевидении. Есть ли у вас среди авторов любимчики? Или любимицы? Если есть, то им вы даёте «зелёный свет»?
Омельчук: Программа – любимчик?
Доброскок: Ведущие…
Омельчук: Я тебе скажу: в коллективе, где, к примеру, 100 женщин, у начальника, конечно же, есть любимицы. Он обязан скрывать свои пристрастия до последнего. Если любишь одну – каким-то образом обездолил других. Хочешь погубить человека - признайся, кто любимчик. Если не умеешь скрывать симпатии, это всё! Сразу начнут (не хочу говорить: гнобить) относиться пристрастно. Выльется в прямую оппозицию коллектива к любимчику. Тебе это надо?
Что касается программ. Их на нашем телевидении достаточно много. Объясняется меркантильно. Мы зарабатываем сами на свою жизнь. Нет ни одного рубля налогоплательщика, хотя мы государственная компания. Мы не зависим от бюджетных денег – мы самая независимая компания по существу среди наших конкурентов.
Я по своим личным пристрастиям – из 80-х годов телевизионных. Сейчас молодёжь работает по-другому: много профессионализма, но мало сердечка. Всегда ощущается, что сделано по заданию, а не любимое дитятко. Родной ребёнок, какой бы ни был, хорошенький, рыжий, кривоватый, но ребёнок есть ребёнок… Сейчас иногда из детишек, которые бегают в эфире, много сделанных по заданию. Чувствуется: при зачатии любви особой не было. Любовь – это же штука требовательная. К своему любимому у тебя же требования завышенные…?
Мурзабулатова: Анатолий Константинович, наше телевидение можно назвать народным?
Омельчук: Когда мы перешли из областного комитета в жанр телекомпании – сразу родилась программа «Город» – программа народной нужды, народной беды, народного интереса, народной жилетки. Мы всегда себя позиционировали: государственное народное телевидение. Мы не боремся с властью (это не входит в задачи телевидения), но мы власть всё время заставляем (у нас много прямых эфиров и на радио, и на телевидении) отвечать на народные вопросы. Мы сводим вместе власть и народ – не бодаться, а решать проблемы. Народ тоже помогает власти решать проблемы. Мы организуем этот диалог не в оппозиции к власти, а в организации диалога. Это и есть народное телевидение. Власть должна знать о народных проблемах и решать проблемы в рабочем режиме. Без встрясок. Без стрессов. Мы достаточно мудро организуем этот диалог, чтобы не доходило до конфликта. Люди нуждаются в стабильной, спокойной жизни, чтобы не было аварий, чрезвычайных происшествий, не стреляли из окон, ходили исправно автобусы и не за дорого. Мы не рвёмся в крупные стратеги по общественно-политическим вопросам развития. Если мы устроили одно личное удовольствие, одно личное счастье или благополучие целого жилого микрорайона – решили, что в нашей компетенции. Тюменская область – один из лидеров рейтингов счастья. В этом есть и заслуга телевидения «Регион-Тюмень». На нас рассчитывают, мы всегда придём на помощь. Если даже не решим проблемы, то придём с добрым словом. Придём на помощь.
Доброскок: Что касается зрителя… Долгое время было затрачено, чтобы сделать в «Регионе» новую студию. С чем это связано? А привычки телезрителей?
Омельчук: У нас всегда хорошая студия. Ты сколько раз кофточку меняешь?
Доброскок: Не считала.
Омельчук: В той студии мы отработали три года: глаз замыливается… Честно говоря, я люблю одежду, к которой привык, но это не значит, что я буду ходить в одних штанах… Хотя башмаки изнашиваю до дыр, потому что они удобные и любимые. Приходит время – надо менять. На телевидении изменяются требования на национальном канале, существует такой алгоритм или цикл – раз в три года студия должна меняться, обновляться. Сегодня она выглядит более респектабельно и вписывается в мировой подход к организации телевизионного пространства студии. Катя, а тебе самой нравится телестудия?
Доброскок: Красота!
Омельчук: Выразительная студия. Ведущие чувствуют себя свободнее: много пространства, насыщенная цветовая гамма. Не сельпо, не сельпо… Извиняюсь перед Ярково. Но видно: Тюмень – Ванкувер – Лос-Анджелес…
Мурзабулатова: Я подняла интервью вашей пятилетней давности, тоже к юбилею – к 50-летию. Отвечая на вопрос, какими вам видится телевидение в 50, вы сказали: дама в расцвете сил. Сейчас этой даме – 55, пенсионный уже возраст. Дама-то изменилась?
Омельчук: Как вам изменяет память… Она же ягодка опять.
Мурзабулатова: Опять…?
Омельчук: Опять ягодка! Честно говоря, нас или меня упрекнут, зачем обращать внимание на некоторые даты? Юбилей? 55 лет – прекрасный повод вспомнить, как мы всегда и окончательно молоды, энергичны, в то же время зрелы, мудры. В очередной раз молоды! Мы очень молодое телевидение. Мы, может, и ошибаемся, но это ошибки молодости. Наши молодые ошибки нас украшают, а не портят. Всем своим конкурентам говорим: «Сопляки, сопляки. Ваша молодость ещё не мудра, а наша-то… как мудра!»
Мурзабулатова: Анатолий Константинович, праздник юбилейный… с кем мы отмечаем?
Омельчук: С друзьями и верными телезрителями и телезрительницами. Прекрасная половина смотрит наше телевидение – женщины более размышляющие, более информационно поглощающие, более эмоциональные. И это заставляет нас быть всегда «на волне вашего сердца».