Медиакарта
16:21 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Курьёзный случай на войне

Курьёзный случай на войне
08:12 | 22 февраля 2013
Источник: Наша жизнь

Я помню руки отца: они были крепкими, рабочими. Он никогда не сидел без дела: был и плотником, и столяром, и сапожником. В колхозе работал трактористом на могучем ЧТЗ, а в годы Великой Отечественной войны механиком-водителем Т-34. За вечерним чаем он часто вспоминал фронтовые будни. Однажды рассказал об одном курьёзном случае. Я, танкист мирного времени, с удовольствием и большим интересом слушал бывалого воина.

Вот его рассказ.

Наша армия наступала, освобождая от немцев территорию Венгрии. Оперативную обстановку хорошо знало высокое военное командование, а рядовые танкисты ждали только команду: «Вперёд! В атаку!»

И такая команда прозвучала в наушниках водителя танка Тимофея Чеканова. Тридцатьчетвёрка рванулась вперёд. Танковая атака – страшное зрелище. Немецкая пехота обратилась в бегство, но артиллерия встретила танки плотным огнём. Отто Шульц, рядовой пехотного немецкого полка, в ужасе бежал от наступающих танков. Тридцатьчетвёрка отца на предельной скорости мчалась вперёд, постепенно нагоняя врага. Немец напрягал все силы, чтобы убежать от рычащего железного зверя, но силы-то были далеко не равны, и танк постепенно догонял человека. Тимофей, крепко сжимая рычаги, видел, как неумолимо приближается развязка: скоро человек будет подмят и раздавлен. Когда, казалось бы, левая гусеница вот-вот ударит беглеца, и всё будет кончено, немец вдруг поднял руки и упал на землю. Русский не стал давить лежащего, а резко рванул правый рычаг на себя сразу во второе положение. Тридцатьчетвёрка мгновенно отвернула вправо и подставила свой левый борт под удар немецких пушек. Огонь врага был шквальным, и один снаряд угодил в левую гусеницу, разорвав её пополам. Машина сразу же потеряла способность двигаться. Немцы усилили огонь по неподвижной цели. Положение становилось критическим, и тогда командир приказал экипажу покинуть танк для ремонта гусеницы. Это была тяжёлая работа, и, несмотря на усилия четырёх человек, выполнить её экипаж не смог. Тогда командир решил привлечь к работе немца. Тот уже оправился от шока и стоял в стороне.

«Эй, фриц! Арбайтен! Арбайтен!» – грозно приказал офицер. Немец испуганно уставился на офицера и стал уверять его, что он не Фриц, а Отто Шульц. «Их бин Отто Шульц!» – несколько раз повторил он, указывая пальцем на себя.

«Отто Шульц! Арбайтен!» – закричал лейтенант и показал пистолетом на гусеницу. Немец, отбросив автомат в сторону, стал активно помогать русским: он снимал запасные траки с лобовой брони и подносил их танкистам, те соединяли траки пальцами в общую цепь. Затем уже впятером им удалось надеть гусеницу на место, и машина вновь обрела боеготовность. Потом экипаж занял свои места в танке и продолжил выполнение боевой задачи. Немца Шульца посадили на броню как десантника и помчались вперёд. А впереди был город Будапешт. За освобождение этого города экипаж боевой машины был награждён орденами и медалями. Отец получил медаль «За взятие Будапешта». Отто Шульц никакой награды не получил и был сдан командованию как пленный.

После Великой Победы отец Чеканов Тимофей Абрамович вернулся домой и опять сел за рычаги ЧТЗ. Он пахал и сеял, растил хлеб для Родины. Ветеран-танкист занимался мирным трудом до самой пенсии. Тяжёлое военное время не могло не отразиться на здоровье ветерана, он тяжело заболел, и 10 августа 1980 года сердце танкиста остановилось.

Мы помним тебя, папа!

Автор: Н. ТИМОФЕЕВ с.Казанское