В девятнадцатом веке в сибирских сёлах начали повсеместно открывать школы. В 1868 году она появилась и в селе Лариха. Крестьяне неохотно отдавали своих детей в школу, считая учение не нужным в сельской жизни. Учителя того времени имели высокий статус в обществе, были носителями культуры и знаний, подвижниками. В учёбе много времени отдавалось духовности, нравственности, а уже затем знаниям и навыкам. Возможно, это и правильно, ведь сейчас нам как раз этого не хватает.
Двадцатый век со всеми катаклизмами сказался и на образовательной системе страны. В годы революционных преобразований учителя в России как передовой класс влились в коммунистическое движение, боролись и погибали за идеи светлого будущего. Так, во время крестьянского мятежа 1921-го года в Ларихе жестоко расправились с молодой учительницей, комсомолкой Евдокией Сухоруковой.
В середине двадцатых годов в селе построили новую деревянную школу-семилетку с просторными, светлыми классами, с большим залом. Тогда она была лучшей в нашем районе. Рядом построили учительское общежитие.
Тридцатые годы – не лучшее время для учительства: в 1937 году забрали директора школы Кивардина. Он навсегда исчез в застенках ГУЛАГа. В учебниках замазывали фотографии героев революции и Гражданской войны, трактовка новой истории искажалась, и для учителей любая неточность могла стоить жизни, а уж лагерей – это точно.
Перед войной в школе сложился хороший сплочённый коллектив педагогов-единомышленников во главе с директором Кириллом Феоктистовичем Гультяевым. Но всё перечеркнул 1941 год. В первые же дни ушли на фронт учителя Ф.В. Исайчик, Н.М. Горбачёв, А.А. Шлюкайтис, П.Н. Девятков, М.Н. Чайникова. Вернулся живым лишь Н.М. Горбачёв.
В декабре 1941 года в село прибыло 220 эвакуированных из Ленинграда детей. Их разместили в учительском общежитии. Школа-семилетка не располагала помещениями для такого наплыва учащихся. Все эти проблемы легли на плечи директора. Не хватало образованных учителей, учебников, тетрадей, методических пособий. С помощью колхоза, исполкома сельского совета всё было налажено. Летом 1945 года дети-ленинградцы выехали домой, в свой многострадальный город.
Более тридцати лет проработал директором школы К.Ф. Гультяев – преподаватель истории, прекрасный педагог, душевный человек, общественник. Двадцать пять лет он возглавлял партийную организацию Ларихи, организовал ветеранское движение в нашем селе.
В 1971 году построили среднюю типовую школу. В школу пришли педагоги с высшим образованием, талантливые, знающие всё дело. Возглавил школу директор Карл Иванович Герман. Он умел слушать и учителей, и учеников, и, что самое главное, понимать и решать их проблемы. В эти годы работали прекрасные педагоги И.З. Кириленко, М.П. Бондаренко, Н.М. Мальцева, В.И. Кургузова – почётный житель Ишимского района, Л.А. Русакова, М.А. Кургузов, А.С. Коваль и другие.
Двадцать первый век в жизни нашей школы начался с различных реформ, притом не всегда удачных. Ларихинская школа по своим показателям – в числе лучших в Ишимском районе. Последние двадцать лет директором работает И.Г. Скоробогатов – ветеран спорта, депутат Ишимской районной Думы, хороший педагог и просто душевный человек. Вместе с ним трудятся Э.А. Зверева, Л.А. Гладышева, Л.Е. Беспятова, Н.А. Демашкевич и другие. Среди выпускников Ларихинской школы есть и академики, и профессора, и кандидаты наук.
Большинство окончивших школу – специалисты сельского хозяйства, механизаторы, строители и рабочие других профессий. Все они с большой теплотой вспоминают годы, проведённые за партами, добрых, любимых учителей.
Роберт Белов, с. Лариха.