Медиакарта
14:54 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть что отдавать

Есть что отдавать
08:12 | 27 февраля 2013
Источник: Наша жизнь

До тех пор, пока наша страна называется Россией, пока соединяет нас общий язык, неоценимым должно оставаться значение для нашей жизни тех, кто учит нас изъясняться – в речи и на письме – и размышлять по-русски.

В их числе и она, одна из последних ярких искр того уходящего в прошлое загадочного трудового поколения, что пылало высокими идеями и без подбрасывания вожделенных ныне дровишек в виде материальных выгод. И огонь, занявшись от такого источника, обязательно не потухнет всю жизнь, освещая путь человека и бытие окружающих. Маяками в житейском море для маленьких путешественников считает она и ныне и присно уроки словесности. Учитель русского языка и литературы, «Директор года-95», заслуженный учитель России, отличник народного образования – Любовь Михайловна Быкова.

Любовь Михайловна учит всю жизнь, она учит, как дышит, даже не замечая. С ней на беседу нужно готовить тетрадь и ручку или хорошую память, чтобы, как за Конфуцием ученики – запоминать и записывать, записывать и запоминать. Что я и делала, наблюдая в который раз, что не бывает среди признанных руководителей случайных людей. Эта невысокая, избегающая публичности женщина с двадцати пяти лет у руля Гагарьевской школы. Начата статья эта громко не красного словца ради, со школой связано у Любови Михайловны всё. Вехи собственной жизни она соотносит с отрезками лет от первосентябрьских линеек до последних звонков, и с детства помнит себя с красными чернилами над тетрадями. Тетрадями с сочинениями маминых учеников.

Дочь известных в нашем краю родителей, убеждённых партийцев, подаривших каждый свою жизнь до капли работе, она это прилежно переняла. Дома все увлекались собиранием истинного сокровища – книжной премудрости, и девочка воспользовалась этим кладом. Уходила к реке, на огороды – читать, читать! В школе в Ильинке, где училась, чтение было, как сейчас говорится, делом престижа и всячески поощрялось их литератором. Легенда местной педагогики Лира Дмитриевна Долгушина явилась, наряду с мамой, для юной Любы ориентиром в будущее. Обе они, талантливые и горящие учителя, определили выбор её профессии.

И сам стиль работы, методика и приёмы были впитаны сердцем тоже тогда же. Уроки литературы, где не учитель втолковывал «правильные» интерпретации, но маленькие личности самостоятельно думали, спорили и находили, остались на всю последующую жизнь вдохновением. После учёбы в Ишимском пединституте звали остаться на кафедре, приглашали в «Ишимскую правду» корреспондентом, напрасно. Чемодан с городскими платьями и новейшими педприёмами был собран на родину. В семьдесят девятом году в трудовой книжке некогда Любочки, теперь Любови Михайловны раз и навсегда появилась Гагарьевская школа.

На удивление не было трудно, хоть учителей и готовят к трудностям. В удовольствие оказалось даже писать конспекты уроков, а в свободное время выступать с агитациями на фермах и возглавлять местное общество «Знание». Не побоялась и стать директором. И не пожалела, что стала директором. Несмотря на всю боль и соль нового времени, тех, что в недавние годы пришлось отведать.

Реорганизация маленьких школ… Термин, похожий на «операцию». Первым в районе подпал под нож этой реформы именно гагарьевский «храм науки». Долго отстаивала Любовь Михайловна свою вотчину, не отстояла в 2006-м. После злосчастного педсовета, где мужественно всё объявила, рыдала в голос: из 27 родных педагогов-коллег осталось 15. Нет, сильные учителя невостребованными не остались, конечно. Кто-то нашёл работу на Севере, кто-то отправился в областную столицу. А Любовь Михайловна стала именоваться заведующей Гагарьевским филиалом Новоселезнёвской средней общеобразовательной школы.

Сегодня питомцы Гагарьевского «филиала» – совсем ещё малыши. На них, как, впрочем, и на остальных в стране, испытываются государственные стандарты «второго поколения» (ВГОС). Звучит страшновато, на деле же, объясняет стажист-педагог Любовь Михайловна, имеет эта концепция благие намерения: привить с малолетства умение размышлять и анализировать, рассуждать и оценивать, отличить злое от доброго и самому научиться искать.

Раньше, встречаясь с детьми, как и положено учителю русского и литературы, почти ежедневно, она любила наблюдать, как год за годом подрастают и становятся сильнее маленькие ручонки пришедших к ней когда-то в пятый класс и повзрослевших до одиннадцатого учеников. Глядь, вот он и не малыш уже, а вырос человек! И пусть кашей и супом вскормила его мама, но пищей для души питала и она, разве не так?

Теперь Любовь Михайловна уроки не ведёт. Если её не знать, то не почувствовать, сколько тоски в этих словах. Наверное, теперь ей стоит сесть за написание книг – учить учителей. Тому, как всем пройденным путём она ответила на вопрос героя фильма «Доживём до понедельника», тоже учителя: «А есть ли нам ЧТО отдавать?» Ей – было и есть что. Жизнь, душу, интеллект и уважение к детям. Может быть, спрашивает Любовь Михайловна, это и есть – любовь к ним?..

А вы, как давно вы не писали сочинений? Не написать ли сочинение на тему «Любимый мой учитель» и не послать ли запечатанные строки по адресу, знакомому вам с детства? Мне кажется, что это – одно из тех великих дел, ради которого учителя прожили жизнь.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА