Медиакарта
22:15 | 30 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Он дал нам счастье жить

Он дал нам счастье жить
08:20 | 27 февраля 2013
Источник: Трудовое знамя

Как серая лента дороги остаётся позади мчащейся машины, так и годы военного лихолетья всё дальше отодвигаются от нас. И если на знакомую дорогу мы можем в любое время вернуться, то окунуться в то страшное время «сороковых пороховых» – не дай Бог никому. Нужно просто не забывать тех, кто отвоевал для нас мир, прошёл сквозь дым пожарищ и взрывы, смог вынести на своих плечах великую победу в мае 45-го. Среди них был и Егор Петрович Дроздецкий.

…Родился он 7 апреля 1914 года в деревне Ново-Георгиевка Казанского района. В этот день по православному календарю празднуется Благовещение. «Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт, а солнце на восходе «играет». Так говорили в старину, так приговаривают и сейчас. В этот весенний день в простой крестьянской семье и появился на свет Егор. Рос обычным мальчишкой, купался на озере, бегал в лес, загорал, радовался жизни. Беззаботная пора, хотя и непростая. Рано дети шли на работу, не все учились в школе, так как были из бедных семей. Не имели некоторые возможности одеть ребёнка и отправить за парту. Кто-то заканчивал лишь два-три класса. Научился писать-считать и ладно.

Ещё до войны Егор женился на девушке Варваре из той же деревни. Он работал счетоводом в колхозе. Варя трудилась уборщицей в местной школе. Один за другим родились сыновья Алексей и Владимир и доченька Валя. Многодетная простая семья. Родители работали, детки подрастали. Егору Петровичу было двадцать семь лет, когда началась война.

Варвара Леонтьевна только тихо плакала. Детки, глядя на маму, тоже смахивали слезы. Их маленькие сердечки понимали: папа уходит на фронт, будет защищать страну. Глава семьи прижал к себе жену, ласково потрепал по вихрастым головам ребятишек и уехал на военной машине. Вернётся живым или останется на поле боя, Егор не знал. Это было 7 июля 1941 года…

…Казалось, что уже не увидеть бирюзового неба из-за чёрного смолянистого дыма пожаров. Земля была искорёжена взрывами. Горели сёла и деревни. Е.П. Дроздецкий попал на 2-й Белорусский фронт, был командиром орудия, артиллеристом-зенитчиком.

– Украина и Белоруссия одними из первых попали под натиск фашистских захватчиков. Разруха там была страшная, больно вспоминать, – качая головой, рассказывает ветеран войны.

Огромная немецкая армия, ещё не потрёпанная боями, не знавшая отпора советских солдат, вторглась на белорусскую и украинскую земли. Здесь-то и познали враги, что такое мужество, храбрость, отвага советского народа.

– Бои были страшные, тяжёлые. Гибли наши товарищи. Много полегло солдат на полях сражений. Немцев мы брали в плен, – вздыхает Егор Петрович.

Судьба берегла его. Ранений не было, с войны вернулся живым. Вот только контузия сейчас отдаётся далёким эхом.

– В одном из боёв мы давали отпор фашистским войскам. Рядом взорвалась граната, образовалась большая воронка, земля разлетелась в разные стороны. Меня ею и присыпало, в тот момент и контузило, – объясняет Е.П.Дроздецкий.

Повреждены были ушные перепонки. И потом в течение всех фронтовых действий ещё много раз оглушали взрывы. Да так, что кровь из ушей лилась. Потому сейчас, в 98 лет, дедушка Егор плохо слышит.

Он прошёл всю войну, был в Польше, дошёл до Германии. Там и настигла его радостная весть: «Победа!» Но домой, в родную Ново-Георгиевку, он вернулся лишь в ноябре 1945 года.

– Представляете, сколько солдат воевало, из разных концов нашей необъятной Родины. Потому всех эшелонами по очереди отправляли в родные края. Вот я и добрался лишь осенью. Все дома были: жена, дети. Встречали, радовались, плакали. Я пришёл с фронта в звании старшины. А мой младший брат Степан так и не возвратился, пропал без вести, – сокрушается дедушка.

После войны в семье Дроздецких родились ещё две дочери – Галина и Надежда. Понемногу налаживали послевоенный быт. Егор Петрович трудился в то время секретарём сельского совета. Варвара Леонтьевна так же работала в школе.

– Нас отец всех почему-то записал по отчеству Георгиевны и Георгиевичи. Спрашивала у него: «Пап, почему так?». А он ответил: «Так красивее звучит!», – рассказывает дочь Н.Г.Косач.

Дети говорят о своём папе Егоре только хорошее: «Добрый, спокойный, никогда не кричал на нас».

– Запомнился один случай. Как-то пришла на работу к отцу, мне нужен был рубль. Попросила у папы, он дал мне бумажную купюру. Я так расстроилась, ведь хотела получить именно монету, казалось, вот это и есть настоящие деньги! – смеясь, говорит Надежда Георгиевна.

Много лет прошло с тех пор. Дети Дроздецких выросли, обзавелись семьями и разлетелись кто куда. В 1992 году Варвара Леонтьевна умерла. Недолго ветеран войны смог жить один. И через год приехал в Сладково, к дочери Наде.

– У папы восемь внуков, пять правнуков и один праправнук Максимка. Приезжают они, навещают дедушку, – объясняет Надежда Георгиевна.

…Поблёскивают в коробочках медали ветерана. «За отвагу», «За боевые заслуги», две медали «60 и 65 лет со дня вызволения Республики Беларусь из ада фашистских захватчиков», юбилейные награды. Что значат они? Для нас – гордость за дедов и прадедов, отвоевавших мир. А для них самих – боль, потери, тяжёлые бои, кровь, смерть однополчан. И, конечно же, радость победы.

– Спасибо вам за то, что пришли, – робко теребя в руках носовой платочек, говорил нам на прощанье ветеран.

– Здоровья Вам, Егор Петрович! – пожелали мы.

И это лишь крохотная доля той благодарности, которую можем высказывать солдату Второй мировой. Тому, кто дал нам счастье жить здесь и сейчас.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО