Если совсем недавно в районе насчитывалось несколько десятков снегоходов, то сегодня их количественная составляющая соответствует многим сотням, а качественная представлена географией практически всех континентов с мощностью двигателей в 50, 60, 100 и даже за 150 лошадиных сил. Вполне естественно, что такая армия энергонасыщенной техники, для которой в зимних условиях доступны самые, казалось бы, недоступные уголки, никак не может оставаться без контроля уже хотя бы потому, что управление этим транспортным средством требует определённых знаний и навыков, а следовательно, и допуска к рулю, поэтому техническое средство должно быть зарегистрировано.
Наличие прав или специальной отметки в водительском удостоверении обусловлено ещё и тем обстоятельством, что снегоходы, особенно это касается сельской местности и просёлочных дорог, часто выступают полноправными участниками дорожного движения и, наряду с правами, водители несут ещё и бремя обязанностей по безопасности движения.
Одним из инструментов соблюдения этих законных требований является ежегодное проведение операции «Снегоход», в рамках которой предусмотрены профилактические рейды по дорогам и угодьям района. Очередной рейд проводится с 1 февраля по 1 марта 2013 года. В рамках операции запланировано восемь рейдов, в которых принимают участие работники ГИБДД, службы охраны животного мира, гостехнадзора и инспектор-общественник.
Первоочередное внимание уделяется соблюдению правил регистрации внедорожных мотосредств и проведению технических осмотров, соответствию машин регистрационным данным, их техническому состоянию и наличию необходимых документов.
На 18 февраля проведено четыре рейда, в ходе которых проверено 37 снегоходов, пять, у которых подошли сроки регистрации, поставлены на учёт, а вот три любителя покататься на внедорожной технике оштрафованы. К месту будет замечено, что сумма штрафов соответствует взысканиям за аналогичные нарушения ГИБДД.
Впрочем, как пояснил главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора Нижнетавдинского района М.Турусов, раздача различных наказаний и штрафов отнюдь не является главной целью операции, прерогативой остаётся профилактика и наведение учёта и порядка в сфере внедорожной техники, а к ней относятся и снегоходы. Санкции же – это уже крайняя мера воздействия к особо «отличившимся».