Три года назад на одном из заседаний совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование» впервые говорилось о Президентской инициативе «Наша новая школа». Сегодня данная тема стала поводом для разговора с директором муниципального автономного образовательного учреждения «Юргинская средняя общеобразовательная школа» Т.Б. БРАТЕНКОВОЙ.
– Тамара Богдановна, данная стратегия предполагала массу перемен. Идея проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «современная школа»? Какими характеристиками она должна обладать?
– Современная школа – это площадка для изучения жизненных процессов и технологий. Наши ученики вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Мы стали инициаторами научно-практической конференции младших школьников, много лет участвуем в межрегиональных и областных исследовательских конференциях, которые проходят в Тюмени и Ишиме при вузах и гуманитарных гимназиях.
Современная школа – школа для всех. Мы обеспечиваем социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На сегодня два ребёнка обучаются на дому, осваивается технология дистанционного обучения.
Современная школа – это учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию, знающие свой предмет. Задача педагога – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Ежегодно наш коллектив пополняется новыми педагогами. В этом году создан клуб молодых учителей, которые собираются на заседания раз в четверть. Разработано положение о конкурсе «Педагогический дебют».
Современная школа – центр взаимодействия с родителями, сообществом, учреждениями социальной сферы. Нами накоплен богатый опыт в данном направлении. Хочется выделить такие положительные моменты, как инициатива родителей, организация и проведение конкурсов с родителями.
Современная школа предполагает соответствующую инфраструктуру. Наше образовательное учреждение – это современное здание с высокотехнологичным учебным оборудованием, Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством, с медиатекой и библиотекой.
Современная школа – это система оценки качества образования, которая даёт достоверное представление о том, как работает образовательное учреждение.
– Какие основные направления затрагивает «Наша новая школа»? Что сделано по ним за три года в ЮСОШ?
– Во-первых, переход на новые образовательные стандарты. В образовательной программе две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, творческие занятия. В школе третий год внедряется ФГОС в классах первой ступени. Почти все начальные классы перешли на новую форму обучения. Готовимся к переходу на новые стандарты в классах второй ступени, то есть, в пятых. Созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Чтобы работа по стандартам была эффективной, развиваем систему оценки качества образования. Единый государственный экзамен остаётся основным, но не единственным способом проверки качества. Введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников увязаны с дальнейшим выбором специальности.
Во-вторых, развитие системы поддержки талантливых детей. У нас в школе развита творческая среда для выявления особо одарённых ребят. Старшеклассникам предоставлена возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Развита система олимпиад и конкурсов школьников, существует практика дополнительного образования. Если взять примеры последних достижений, можно отметить победу наших ребят на региональной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». В областной олимпиаде школьников был отмечен высокий уровень подготовки: три участника из Юргинской школы стали призёрами по четырём предметам. Вскоре предстоит участвовать в областной олимпиаде младших школьников. Учитель, благодаря которому ученик добился высоких результатов, получает стимулирующие выплаты.
Кстати, совершенствование учительского корпуса – ещё одно направление, предусматривающее моральное и материальное стимулирование педагогов. Система моральной поддержки – это механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», уже сложившиеся конкурсы педагогов, такие как «Учитель года». В этом году в районном конкурсе профессионального мастерства участвуют четыре педагога ЮСОШ в трёх номинациях. Система материальной поддержки – это система оплаты труда, которая позволяет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа работы. Ещё одним стимулом является аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствие задачам, стоящим перед школой. Не реже одного раза в пять лет учителя и директор школы повышают квалификацию. При этом взаимодействуем с другими районами области, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей. Периодически проводятся совместные методические семинары и другие мероприятия. Я, как директор автономного учреждения, была участницей всероссийской конференции руководителей школ в городе Москва.
Четвёртое направление – сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это есть в нашей школе. Кроме того, практикуются индивидуальные программы развития здоровья школьников. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызывают у школьников интерес к учебе. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь – важнейшее условие укрепления их здоровья.
Образовательное учреждение должно быть самостоятельным как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Поэтому одно из основных направлений «Нашей новой школы» – расширение самостоятельности, которую дал нам переход в автономное учреждение. Важным направлением является также изменение школьной инфраструктуры.