Найти кого-то в любой деревне нетрудно. «В конец улицы поезжайте, там и живут Борешко»,-– объяснили нам сразу же при въезде в Новоказанку. Вокруг стояла недокучливая теплынь, настоянная на душистых луговых травах. Опушка близлежащего к усадьбе берёзового колка напоминала светлую, чисто прибранную деревенскую комнату, окружённую стенами леса с распахнутым окном в луговое раздолье. В окно это широко и спокойно лился свет яркого летнего солнца. «В таком краю живи да радуйся, работай да отдыхай»,– невольно промелькнула мысль.
Подворье у Маргариты Геннадьевны и Александра Васильевича Борешко очень ухоженное, добротное. Смотришь на все эти многочисленные, любовно сколоченные хозяйские постройки: стайки, навесы, гаражи и удивляешься: сколько же труда – ручного, упорного – во всё это вложено? Без желания, настойчивости, трудолюбия тут вряд ли можно было обойтись. Видно, в руках главы подворья любое дело поёт, и трудится он по принципу: «Сегодняшней работы на завтра не оставляй», поэтому и многое успевает.
Основной доход семьи складывается от продажи молока и мяса. Как отметил Александр Васильевич, одна корова в семейной экономике погоды не сделает. Борешко содержат на подворье девять бурёнок, столько же голов прошлогоднего молодняка крупного рогатого скота для сдачи на мясо, сорок овец. Глядя на данные цифры, уже можно представить объёмы работ этой семьи. Тут уж речь об отдыхе вести не приходится, если учесть, что крестьянский труд при таком разнообразии живности в хозяйстве сезонности не знает.
– Есть ли личное время? Да оно у нас всё личное, – пошутил глава подворья, – на себя же работаем.
Труд в личном подсобном хозяйстве нелёгок, никто этого не отрицает. Да, видимо, действительно своя ноша не тянет. Любое дело любит счёт и расчёт. В непростых экономических условиях владелец подворья следит за ценами на рынке не меньше, чем за погодой, так как от их уровня зависит доход семьи. Молоко супруги сдают на приёмный пункт в своей деревне. Это выгодная сфера деятельности, для семьи – хорошие деньги. Рынок же сбыта мяса непрост, пока никак не отрегулирована его реализация. Кто как сумеет, так и сдаёт эту продукцию. В выигрыше остаются тут только самые предприимчивые. Попадёт селянин в струю, поплывёт, а если нет, пусть гребёт тогда против течения, торгуясь, отвоёвывая копейку у перекупщиков сырья. В прибыли в большинстве случаев остаются всё же посредники, труд которых неизменно меньше, чем крестьянский. Здесь уж в оба смотреть нужно, чтобы в накладе не остаться.
Каждый рубль в семейном бюджете заранее распланирован. Вместе с женой распределяет Александр Васильевич деньги по будущим статьям расходов. Сейчас на сенокос, на заготовку дров «горючкой» надо запастись, чтобы в горячую пору об этом голова не болела: сел и поехал когда нужно. Грубых кормов для сытной зимовки скота всегда глава подворья припасает в достаточном количестве, благо, что трактор, косарки, грабли в хозяйстве имеются. При такой «ораве» живности на подворье за сезон немало стогов сена поставить нужно. Очень выручает хозяина в этом деле механический стогомёт КУН-10.
– В прошлом году травостой был неважный. Считай, и лето, и осень сено косили. А нынче дождя вот ждали, как из печи пирога,– говорит Александр Васильевич.
Только тот, кто около земли живёт, кто прикипел к ней душой, знает, что такое дождь в начале мая, в июне, если за всю весну не выпало ни капли небесной, и пыль на полевой дороге лежит, как горячий пух, выше щиколотки. Да вот к радости селян сошлись недавно облака в плотную синеву, наплыла на деревеньку величавая туча. Ага-га-га,– торжествующе загрохотал гром, и капли дождя гулко зашлёпали по тёплому настилу крыльца. Будто кто-то наискосок вгонял сюда новенькие блестящие гвозди, от которых оставались видны только тёмные круговины шляпок. Мокли в спором дожде притихшие березнячки, пили травы, пила земля. Опустив голову, покорно мокла среди лугов стреноженная лошадь. После такого дождя должна подтянуться на лугах трава. Сытые коровёнки на молоко скупиться не будут, на сочных лугах и молодняк будет расти, как на опаре. При хорошем травостое меньше средств понадобится на сенокос. Глядишь, дополнительно какая копейка в крестьянский карман осядет. Недавно Александр Васильевич стал участником областной программы «Самозанятость». На выделенные бюджетом средства планирует приобрести ещё одну бурёнку и лошадь.
– Проблемы с водой замучили, – сетует владелец подворья. – Всю зиму её на машине подвозил для хозяйственных нужд. С покупкой лошади с подвозом воды легче станет, эта задача значительно упростится.
Чувству оптимизма и стремлению к созидательному труду супругов Борешко можно по-хорошему позавидовать. Благодаря особой душевной привязанности к своей малой родине, не покинули они родную деревню, приросли к ней сердцем. И личное подворье – во всём для них подспорье.
Ольга АНОХИНА
Фото Александра ПАПУШИНА