На прием –
по Интернету
Первым – и пока что единственным – посетителем областной больницы № 8, записавшимся на прием к врачу через Интернет, стал глава администрации Бердюжского района Н.В.Теньковский.
Делается это достаточно просто. Я и сама не раз записывалась подобным образом на прием к специалистам областных клиник, но применить эту практику к нашей районной больнице, признаюсь, как-то в голову не приходило. У нас ведь не приходится дозваниваться до регистратора по полчаса-часу, тем более, в регистратуре теперь два телефонных аппарата. Как правило, регистратор отвечает с первого же набора, просишь отложить талон на нужный день или на ближайшее время – и вопрос исчерпан. Судя по блиц-опросу, который я провела в нашей Бердюжской больнице утром 5 марта, подобным образом записывается на прием большая часть желающих посетить того или иного специалиста. Некоторые приходят сами. Предварительная запись ведется за отдельным столом, так что в очереди у стойки регистратуры давиться не приходится. Кстати, регистраторы обслуживают посетителей достаточно быстро, поскольку постоянных посетителей поликлиники, видимо, знают уже в лицо.
Возможно, и у нас кто-то когда-то намытарился у стойки регистратуры – утром в определенные дни недели, когда приходят автобусы с периферии, народу в больнице бывает много. Лично я очередей как-то избегаю, поскольку в поликлинике бываю часто и порядки здешние мне известны.
Кстати, порядки здесь изменились – и как раз 5 марта. С этого дня записавшемуся заранее на прием пациенту вообще не надо обращаться в регистратуру. Знаешь номер своей очереди – ступай прямиком к доктору, в указанный кабинет. Твоя амбулаторная карта уже находится там, талон на прием выписывать не надо. Удобно? Да слов нет.
Конечно, еще удобнее было бы явиться в точно указанное время. Но тут уж разводят руками сами медицинские работники: не факт, что все записавшиеся на прием явятся, не сидеть же врачу без дела, выжидая назначенное для следующего пациента время. К тому же, если на одного пациента врач может потратить минут десять амбулаторного времени (продлить больничный, например), то другой случай может потребовать полчаса, а то и больше. Не выгонять же человека, не разобравшись как следует? Вот и съедают по-прежнему очереди на прием значительную часть нашего времени. Возможно, ситуация эта все же и изменится. Но пока все остается по-прежнему. Дело пациента – рассчитать, хотя бы примерно, во сколько должна подойти пятая очередь, а когда – двадцать пятая.
Шагом марш
на флюорограф!
Надо отметить, что в опробуемой пациентами Бердюжской больницы бочке меда, то есть новой системе обслуживания, эта ложка дегтя – очевидно, не единственная.
Кому не знакома дежурная фраза медрегистратора: «Пройдите, пожалуйста, флюорографию, сдайте кровь на РВ, посетите смотровой кабинет, проверьтесь на глаукому»… В принципе, не так уж часто нас просят это сделать. Но когда прижало и хочется как можно скорее попасть к врачу (или же лечь и тихо умереть), такие просьбы-требования кажутся не слишком уместными. Делать нечего – идем.
Так было, когда амбулаторная карта выдавалась на руки пациенту в регистратуре. Нет флюорографии – нет тебе карты. Кто не знает: карта – собственность лечебного учреждения, выдавать вам ее на руки по первому требованию никто не обязан. Но с сегодняшнего дня карта, минуя пациента, доставляется врачу. И что же он видит? Флюорографии нет – и так далее, и так далее. Отправлять пациента с приема по инстанциям – собирать талончики и зеленые кружочки?
-Ни в коем случае, - считает главная медсестра областной больницы № 8 С.В.Григорьева. – Если больной пришел на прием, врач должен его принять. Пройти обязательное обследование он может попутно с другими анализами. Разве трудно, сдавая общий анализ крови, зайти в соседний кабинет и сдать кровь на РВ? В этом же здании - кабинет флюорографии.
Получается, что если раньше своевременность прохождения обязательных осмотров отслеживалась регистратурой, теперь это задача врача (или медсестры на приеме). Как будут развиваться события в этом плане – поживем-увидим. Мне самой, кстати, в этот день выдали в кабинете терапевта «напоминалку» о необходимости пройти, впридачу к назначенным анализам, еще кое-что.
А вот главе района, попытавшемуся в этот день пройти тропой рядового пациента, крупно не повезло. При том, что работники бюджетной сферы – и районной администрации в том числе – ежегодно проходят обязательную диспансеризацию, в амбулаторной карте Николая Владимировича не оказалось ни одной соответствующей отметки. Кто должен эти отметки проставить? Специалист кабинета профилактики, где находится карта профилактических осмотров? Там, видимо, в связи с частой сменой кадров, доискаться до правды трудно.
Реальная картина могла получиться такая: человек добросовестно прошел все обследования, а его заставляют еще разок пробежаться по кабинетам – собрать талончики. Но ведь у каждого кабинета надо как минимум переждать пациентов, которые в данный момент в этих кабинетах находятся! В общем, тут еще есть к чему руки приложить, и надо полагать, главный врач областной больницы № 8 А.С. Хвесько этот вопрос возьмет на особый контроль.
Не тратя зря труда
На стойке регистратуры прикреплены алгоритмы действий для тех, кто пришел в поликлинику, скажем, на профосмотр или выписать льготный рецепт. Им рекомендуется обращаться сразу в соответствующие кабинеты – кабинет профилактических осмотров (напротив регистратуры) и кабинет доврачебного приема.
Не знаю насчет кабинета профилактики – давно там не была, а вот в кабинете доврачебного приема бываю частенько, и стиль работы фельдшера Натальи Григорьевны Абрамовой мне определенно нравится.
-Сегодня у меня, можно сказать, затишье, - говорит Наталья Григорьевна, быстро и аккуратно вводя в компьютер информацию и попутно объясняя принцип действия выписанных врачом лекарств. – Видимо, сказался мороз под тридцать градусов, а больше – то обстоятельство, что по вторникам автобусы из деревень не ходят. А так, бывает, по 30-40 человек в день приходит.
Наталья Григорьевна тоже знает своих постоянных посетителей в лицо. И не уйдет на перерыв, если видит, что в коридоре напротив ее двери ждет своей очереди больной.
С введением в действие кабинета доврачебного приема выписать льготные рецепты стало и быстрее, и проще, да и медсестрам, сидящим на приеме с докторами, наверняка стало полегче.
Неплохо было бы направить в нужное русло и многочисленных посетителей поликлиники, желающих, скажем, получить справку на водительские права. Пока что они поддаются с трудом, и мнение среди «платников» бытует такое: я заплатил – следовательно, могу идти без очереди. Очередь, естественно, ропщет.
Вообще-то для подобных клиентов отводится особое время – с 11 часов, но соглашаются на «рамочки», по всей видимости, далеко не все.
Как бы то ни было, на мой личный взгляд, взгляд рядового и постоянного посетителя поликлиники Бердюжской больницы, попадать на прием к врачам сейчас стало все-таки проще. Быстрее, легче, с меньшими затратами сил и нервов. Возможно, кто-то из пациентов со мной не согласится, кто-то нахлебался, как говорится, по полной. Элемент везения в этом деле сохраняется, но и учитывать реалии жизни следует. Утро понедельника – оно, знаете, редко для кого удачным выдается.
Больница
начинается
с отсекателя
Театр начинается с вешалки. Больница, в принципе, тоже. То есть с того, что вот человек пришел, разделся в раздевалке, надел бахилки…
-Вот я пришел, - говорит Н.В.Теньковский. – Как мне сдать одежду в раздевалку? Почему не выдаются номерки? Как мне купить в автомате бахилы, если у меня нет в кармане пятака – а его и нет, кто будет, собираясь в больницу, заботиться специально о пятирублевых монетках?!
К городским порядкам мы, надо признать, не стремимся. Номерки из гардероба растаскали посетители, потому что доступ туда свободный. В пальто и шубах народ просачивается в коридоры – потому что никто не останавливает. И еще – потому что в коридорах прохладно, и сиденья железные. Сидеть на железных лавках не только неудобно, но и вредно для здоровья, между прочим. Да, в общем-то, никто и не ругает – ни за одежду в коридоре, ни за отсутствие бахил. Украдут твое пальто – сам будешь виноват.
-Почему отсекатель не работает? – спрашивает глава района, когда народ жалуется на холод в вестибюле. Оказывается, есть тут такая штука, которая теплым воздухом как бы отсекает холодный, поступающий с улицы. И в рабочем состоянии, между прочим. Не включили просто.
В общем, больница и пациент молчаливо уговариваются не портить друг другу жизнь: больничный персонал не требует от пациентов обязательного наличия бахил, но и проблемы с разменом денег его не касаются. В кассе менять – так ведь касса наверху, работает с восьми, а регистратура – с полвосьмого…
Требовать покупать бахилы по пять рублей – к тому же чревато обострением отношений с некоторыми пациентами, для которых и пятерка – деньги. В Патрушево на входе секьюрити стоят, без бахил или тапочек не прорвешься (по крайней мере, так было несколько лет назад, когда я туда ездила). Так и торгуют там бахилами по два-три рубля, а в некоторых клиниках и вовсе даром дают. Зато все остальное – платное, и недешево… Бахилам есть альтернатива – собственные тапочки. Совершенно бесплатно, но не с руки. Практически никто не носит.
Вот такая она сегодня, сельская медицина. Не идеальная – как и везде. Никто не говорит: раз бесплатная – может быть плохой. Она не бесплатная. Мы оплачиваем ее взносами предприятий и организаций, наши престарелые родители оплатили всей своей жизнью, отданной на благо Родины. Значит – должна становиться лучше. Удобнее для людей, доступнее, квалифицированнее.
-Не случайно губернатором области В.В.Якушевым сейчас уделяется такое внимание именно организации работы поликлиник, - говорит Н.В.Теньковский. – И я согласен: в этом вопросе мы много недорабатываем. Да, в больнице может не хватать чего-то: самого современного оборудования, бытовых удобств, врачебных кадров. Но развести потоки посетителей, чтобы люди не толпились у регистратуры, не скапливались у кабинетов – вполне возможно. Проинформировать пациентов, как им следует действовать, чтобы решить свои проблемы как можно быстрее и с наименьшими затратами нервов, – по силам коллективу лечебного учреждения. Разговаривать с больными уважительно и корректно – обязанность персонала. И мы будем добиваться, чтобы у людей было как можно меньше оснований для жалоб на наше сельское здравоохранение.
Многое остается за рамками этого материала. Например, прием «узких» специалистов – лор-врача, офтальмолога, который также ведется в нашей больнице – но не все об этом знают. Как совершенно справедливо отметил Н.В.Теньковский, информации о работе нашего единственного в районе учреждения здравоохранения недостаточно – в том числе и в нашей газете, и на радио. Будем исправлять ситуацию?
А глава района утром 6 марта вновь направился в поликлинику…
Фото
Сергея ЧЕКУНОВА.