И в этом вновь убеждаешься после очередного районного конкурса «Учитель года-2013». Уже в третий раз он проходил на базе Абалакской школы.
Нынешний двухдневный педагогический марафон, в котором участвовали педагоги образовательных учреждений Тобольского района по двум номинациям «Учитель года» и «Воспитатель года», пожалуй, можно назвать и самым массовым конкурсом профессионального мастерства. Ведь в него кроме самих участников, членов жюри и предметных комиссий были вовлечены их коллеги и ученики, родители, ветераны педагогического труда, представители власти, общественность, творческие коллективы.
Конечно, конкурсный марафон потре-бовал от каждого педагога определённой смелости, выдержки и терпения. Сложная задача была поставлена и перед жюри. Учительский состав в этом году оказался неординарным. Из шести участников у пятерых педагогический стаж от 12 до 34 лет - команда подобралась интересная. Что возьмёт верх: опыт или молодость? - воп-рос непраздный. Четвёртый год участвуют в профессиональном состязании воспитатели детских садов. И судя по нынешней дружной пятёрке конкурсанток, искрящихся юностью и задором, настрой у девчат только на победу. Но не будем опережать события, обо всём по порядку.
Торжественное открытие конкурса проходило в Абалакском доме культуры. После красочного вступления участницы поднялись на сцену. В числе тех, кому нынче предстоит пройти испытание: учитель русского языка и литературы В.А. Венгерская (Малозоркальцевская школа), учителя начальных классов Р.Н. Веденина (Карачинская школа), Г.С. Алыкова (Прииртышская школа), учитель изобразительного искусства Ю.А. Андронова (Сетовская школа), учитель физики Г.С. Богданова (Хмелёвская школа) и учитель географии О.А. Прянишникова (Абалакская школа). В номинации «Воспитатель года-2013» заявились М.А. Гле- бова (детсад «Ленок», с. Бизино), М.В. Данилова («Колосок», с. Дегтярёво), М.А. Герегей («Солнышко», с. Ермаково), А.Ю. Сумина («Колосок», с. Верхние Аремзяны), Ю.Ш. Рылова («Лесная сказка», п. Ингаир).
За последние годы формат конкурса постоянно меняется. Привычные визитные карточки теперь заменены классными часами. Ещё одно конкурсное испытание «Родительское собрание» вообще не проводится уже два года.
Изменились и критерии оценки учебного занятия: оно должно быть не просто методически верно выстроенным, интересным, ярким, творческим, но и метапредметным (то есть требующим от школьников универсального подхода к овладению знаниями).
Педагогическая концепция - первое серьёзное испытание, которое помогает представить и увидеть проектную деятельность учителя. Надо сказать, с ним участники уверенно справились. Во второй половине дня конкурсантам предстояло провести классные часы. Темы были по-добраны, как признаются сами педагоги, очень актуальные - о толерантности, патриотизме и романтизме в наше время. Наверняка, сложно вызвать учеников младшего звена на разговор о том, почему дети иногда не доверяют взрослым. Но второклассников Абалакской школы подкупили искренность и особая теплота, манера общения с ними учителя начальных классов Р.Н. Ведениной. Как стать успешным человеком? - вопрос, который сегодня так часто задают старшеклассники. На классном часе, который вела у восьмиклассников Ю.А. Андронова, не оказалось равнодушных, скучных лиц. Чудеса случаются и в сегодняшней сложной и запутанной жизни - к такому выводу пришли ученики Г.С. Богдановой. Обаяние и необыкновенная харизма педагога сразу привлекли внимание ребят.
Но, разумеется, о профессионализме учителя судят, прежде всего, по его уроку. И потому этот этап вызывает волнение даже у стажистов, ведь невозможно в заданное конкурсное время представить в полной мере накопленный опыт. Сразу скажу, что этот этап проходил в условиях почти экстремальных. Второй день конкурса встретил претендентов тёмными классами из-за отсутствия электроэнергии. Начало первого конкурсного урока пришлось немного отложить, в спешном порядке менять некоторые планы, ведь большинство педагогов используют современные информационные технологии.
Урок конкурсантки В.А. Венгерской проходил в увлекательной и интересной форме, и, конечно же, понравился детворе. Следующий урок учителя ИЗО Ю.А. Андроновой, на мой взгляд, был не просто сильным и интересным. Педагог показала себя в разных ипостасях: искусствоведа, историка, художника, творческого, разностороннего человека, продемонстрировала метапредметность, глубину владения методическим материалом и вдобавок к этому вовлекла в работу каждого ученика.
Географ Абалакской школы О.А. Прянишникова не просто давала готовые знания ребятам. Она вела урок так, что семиклассники сами начинали активный поиск, делали выводы.
Полтора года работает с детьми учитель начальных классов, в прошлом выпускница Прииртышской школы Г.С. Алыкова. Она считает их возраст самым интересным. Ей удалось сразу найти контакт со своими новыми питомцами, которые с интересом и непосредственностью изучали растительный мир. Наверняка, малыши будут долго рассказывать домашним, как они вместе с учителем садили комнатные цветы.
На одном дыхании (может быть, потому, что в этот момент неожиданно загорелся долгожданный свет) пролетел урок учителя физики Г.С. Богдановой. Достоинство его в использовании метапредметного подхода, обилии современных методов, умении найти общий язык с каждым учеником. Тема «Действие жидкости или газа на погруженное в них тело» действительно заинтересовала детей, вместе с учителем они отправились на поиски ответов на многие вопросы. Залог успеха урока по изучению окружающего мира, которым завершила этот конкурсный этап педагог Р.Н. Веденина, наверное, в том, что ей удалось соединить в нём и поисковый, и познавательный, и здоровьесберегающий моменты, наконец, в её эмоциональности, поэтичности, а также человеческом обаянии.
Судить и оценивать всегда непросто. Несмотря на то, что есть чёткие критерии и требования, невозможно избежать некоторой субъективности. Кто-то приветствует их соблюдение, другие восхищаются импровизацией. И всё же в ходе почти часового бурного обсуждения жюри вынесло решение.
Итоги конкурса были оглашены на торжественном закрытии, которое вылилось в красочный, зрелищный, незабываемый праздник. А на высшую ступеньку пьедестала (во второй раз!) поднялась учитель ИЗО Ю.А. Андронова. Второе место заняла Г.С. Богданова. И третьим призёром названа молодой педагог Г.С. Алыкова. Звание «Лучший воспитатель года» присвоено М.В. Даниловой.
Отмечены также лучшие в номинациях: «Традиции в образовании» - Р.Н. Веденина, «За вдохновение и поиск в педагогике» - О.А. Прянишникова, «Учитель-воспитатель» - В.А. Венгерская, «Сердце отдаю детям» - М.А. Глебова, «Дебют» - Ю.Ш. Рылова. Приз зрительских симпатий достался О.А. Прянишниковой. А памятный приз ученического жюри был по единодушному мнению ребят отдан Г.С. Богдановой. Снова и снова на сцену выходили юные артисты, дарили своим любимым педагогам музыкальные и танцевальные признания в любви. На этой позитивной ноте завершился очередной конкурс.
На педагогическом небосклоне района зажглись новые звёзды. И пусть творческие порывы, горение и амбиции нынешних конкурсантов подхватят, как эстафетную палочку, новые участники, в руках которых наше будущее, завтрашний день России.
Клара КУТУМОВА,
фото Тимура КАРЫМОВА