Медиакарта
12:03 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Если у вас плохое настроение…

Если у вас плохое настроение…
11:35 | 18 марта 2013
Источник:

Психологи советуют: если у вас плохое настроение – займитесь шопингом. В Тюмени последовать совету психологов проще простого. По данным аналитиков, торговая отрасль сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов региональной экономики.

С одной стороны, это неплохо – покупая, делаем свою жизнь более комфортной. С другой стороны, обществом активных производителей пока нас не назовёшь. Сказано не в обиду действующим местным товаропроизводителям, которые душу вкладывают в свой бизнес, выпуская замечательную продукцию. Её жители области знают под маркой «Покупаем тюменское!». Оценили и в УФО (премия «Серебряный лучник – Урал»), и в Москве (тюменские товары вошли в шестёрку лучших в России).

Растут в Тюменской области такие показатели, как оборот розничной торговли и продажа товаров на душу населения. Внедряются новые технологии организации торговой деятельности и продаж. Появляются новые торговые объекты. Только в областном центре за последние месяцы введены два новых ТЦ – «Ашан» (крупный сетевой магазин) и «Матрица» (районного значения), а также рынок сельхозпродуктов «Михайловский». Всего же в регионе в прошлом году сдано в эксплуатацию более трёхсот объектов торговли. На первое января 2013-го наша область достигла среднеевропейского показателя обеспеченности торговыми площадями – на тысячу жителей приходится 854 квадратных метра. Сегодня действует 9238 объектов розничной торговли общей площадью свыше 1,8 миллиона «квадрата». Оборот розницы в прошлом году составил 241,5 миллиона рублей, темп прироста к 2011 году – 112,8 процента. Каждый день население и гости Тюменской области покупали товаров на 661 миллион рублей! На душу продано товаров на 178,5 тысячи рублей, что выше российского показателя на двадцать процентов. Покушать тюменцы любят – об этом говорит такой показатель, как доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли (46,5 процента). Но всё же более им по сердцу окружать себя красивыми вещами, одеваться, покупать сотовые телефоны, автомобили и другие товары непродовольственной группы (53,5 процента).

Росту объёма розничного товарооборота на потребительском рынке региона способствовало развитие сетевых форм торговли. В Тюменской области открыли свои торговые центры очень многие известные зарубежные и региональные компании-«сетевики», которые пользуются большой популярностью у населения. Однако добра без худа не бывает: актуализировалась проблема «магазин у дома». Выжить при такой конкуренции «малышам» торговли трудно. Областное управление лицензирования и регулирования потребительского рынка видит решение проблемы в объединении магазинов шаговой доступности и фирменных «от местных товаропроизводителей». В «магазинах у дома» предлагается открыть отделы с местной продукцией по ценам производителей.

Более цивилизованными стали рынки, очень многие «ушли с улицы». Да и меньше их теперь более чем в два раза. Девятнадцать рынков на 3585 торговых мест обосновались в капитальных зданиях, восемь переведено в торговые центры, десять получили формат ярмарки. Семь рынков закрыто. Таким образом, мы исполнили ФЗ № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», пояснил руководитель управления Андрей Пантелеев.

Большую роль в развитии потребительского рынка играет одна из новых форм организации торговли для нашего региона – франчайзинг. Она успешно продвигается. В Тюменской области на сегодня по этой технологии работает уже около ста компаний. По мнению Андрея Пантелеева, из наших региональных франшиз могут вырасти крупные проекты. Тюмень стала местом, где собирается весь цвет франчайзинга. В апреле у нас состоится второй всероссийский форум, в котором примут участие носители не только известных российских и зарубежных брендов, но и успешные франшизы из разных регионов страны.

Вырос в 2012 году и оборот общественного питания – на 4,4 процента. А составил он 14,9 миллиарда рублей. Статистика показывает: каждый житель области оставил за год в кафе и ресторанах 11 тысяч рублей.

В сфере бытового обслуживания более скромные показатели – услуг население получило на 5,3 миллиарда рублей. На душу пришлось по четыре тысячи рублей. Но это не помешало занять «бытовикам» второе место по Уральскому федеральному округу. Темпы роста оказания услуг по отношению к 2011 году составили 103,9 процента. К слову, конкурентом здесь стала торговля. Население предпочитает покупать.

В настоящее время одной из стратегических целей бытового обслуживания является обеспечение экономической и территориальной доступности услуг для населения, и товаров – тоже, пояснил Андрей Пантелеев. В этой связи в Тюмени областным управлением совместно с городским департаментом потребительского рынка проводится работа по созданию так называемой «матрицы района», обеспечивающей наиболее приемлемое сочетание объектов сферы потребительского рынка для комфортного проживания населения. По мнению инициаторов проекта, создание эффективной конкурентной среды позволит снизить цены на услуги и повысить качество обслуживания.

Новая политика и в подготовке кадров для рынка потребительских услуг. Дефицит есть. «Для подготовки современных квалифицированных специалистов требуется изменить подход к образованию, – считает Андрей Пантелеев. – Обновить устаревшие программы, оборудование и создать эффективные взаимоотношения с работодателями. Были заключены соглашения правительства области с общественными отраслевыми организациями потребительского рынка. Уже есть госзаказ на подготовку 2,5 тысячи специалистов. Но сначала прошли переподготовку на предприятиях преподаватели колледжей и лицеев. Скорректированы обучающие программы, стало больше практики. Хотелось, чтобы образовательные учреждения стали фундаментом для концентрации и обмена опытом при подготовке молодых кадров. На базе одного из предприятий создан многофункциональный комплекс для быстрого переобучения. Сейчас обсуждаем эту ситуацию с муниципальными образованиями, чтобы и оттуда приезжали люди учиться».

И ещё одна новость. Одна из ниш потенциального бизнеса – придорожный сервис – в Тюменской области практически не занята. Можно ехать десятки километров по её просторам, особенно в южных районах области, и не встретить по дороге ни кафе, ни туалета. Но недавно было подписано соглашение с компанией «Газпромнефть», которая займётся организацией крупных объектов придорожного сервиса. «Появится большой комплекс – туда придут на арендованные места предприниматели, то есть участие малого бизнеса в этой работе предусмотрено, – пояснил руководитель управления. – Второй шаг – в этом году была создана общественная отраслевая организация – Ассоциация придорожного сервиса. В апреле поедем за опытом в Германию».

Итак, Тюменская область делает ставку на крупные комплексы в придорожном сервисе и раскрученные бренды. Есть заявка на то, что предприниматели потом поучаствуют. Если смогут. Общероссийская тенденция сегодня – малый бизнес сдаёт свои позиции. По данным экспертов, сотни «малышей» – тех, что «в самом низу», – закрывают предприятия. Аналитики утверждают: в результате неправильной политики государства в этом вопросе. Хотя оно постоянно говорит о поддержке этого сектора, а получается: правая рука не ведает, что творит левая. «Малому бизнесу изначально не хватает возможностей правильно зайти в проект», – это мнение Андрея Пантелеева.

Автор: Людмила ГУРЕУ, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/