Опубликованная в «Ишимской правде» (7 марта, № 27) статья краеведа Геннадия Крамора с названием «Водоёмное здание» – это отчётливое подтверждение крылатого выражения «Удивительное рядом».
Можно годами ходить мимо знакомых построек и не знать их истории, не видеть их красоты, не осознавать их ценности для настоящего и прошлого города. А ведь Ишим – город особый, он имеет многовековую историю, о чём наглядно свидетельствует и недавно воздвигнутая на Привокзальной площади колонна. На одной из граней её постамента указана знаменательная дата – 1913 год. Это год открытия регулярного железнодорожного движения через станцию Ишим. Железнодорожный комплекс, включающий в себя здание вокзала, жилые дома и водонапорную башню, выполнен в едином стиле промышленного модерна.
Свою первую статью из цикла «Сто лет станции Ишим» Геннадий Крамор посвятил только одной части этого комплекса – водонапорной башне. Но как много узнаёшь из этого очерка не только о назначении здания, «поившего» паровозы, но и об особенностях его внешнего облика, о союзе пользы и красоты, к которому стремились архитекторы сто лет назад! Автор, подобно опытному экскурсоводу, учит видеть это, «читать» архитектуру, как книгу. А какой редкий иллюстративный материал сопровождает данный очерк! К примеру, проект «водоёмного здания», выполненный архитектором Ф. Масленниковым, найден Геннадием в самом крупном собрании документов дореволюционной России – Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, а фотография водоподъёмного здания на реке Ишим, сделанная в середине ХХ века, предоставлена краеведу потомками ишимского «Кулибина» – Николая Петровича Хрулёва.
Безусловно, башня не только символ всего Ишима, но и олицетворённая история нашей страны, ведь её видели и последний царь Николай II, и полководец Рокоссовский, и адмирал Колчак, и «челюскинцы», и воины, отправлявшиеся на фронты Великой Отечественной, и ещё великое множество других людей, определявших судьбы России. Башня – это и «маяк железного пути». Её история тесно связана с Великой Сибирской железной дорогой, сооружение которой стало событием мирового значения.
Сегодня обсуждается проблема нового путепровода, который, безусловно, необходим Ишиму, но предложенный эскиз проекта виадука с улицы Путиловской на улицу Калинина приведёт к неминуемому разрушению башни, а возможность её «переноса» представляется достаточно фантастичной, ведь только фундамент башни уходит в землю на три метра! Хочется надеяться, что будет найдено решение, которое позволит без урона для культуры города решить проблему, поставленную современностью, – осуществить строительство виадука, возможно, в другом районе, с тем, чтобы оставить башню, а вместе с ней и другие железнодорожные постройки, на их историческом месте.
Татьяна Савченкова, почётный гражданин Ишима.