С Раисой Афанасьевной Ярковой мы беседовали в кабинете старшей сестры Ильинской участковой больницы. Передо мной сидела миловидная женщина с весёлыми серыми глазами и короткой стрижкой отливающих медью волос. Мы с ней удивительно быстро нашли общий язык и принялись рассматривать фотографии, которые она принесла с собой. Вот большой снимок 1963 года. На нём – группа юных медсестёр. Это первый выпуск Ишимского медучилища. Молодых специалистов с нетерпением ждали в больницах. Рая и её подруга Люба Суханова попали в Казанский район и были направлены в Ильинку. Здание больницы здесь было старым, отапливалось дровами, все инструменты кипятились-дезинфицировались на плите. Хорошо, что хоть жить на квартирах не пришлось. За стеной кухни имелась комната, где уже жила медсестра Лида Мазина. К ней и подселили новеньких.
Работы в больнице хватало. Палаты больных не пустовали. На первых порах молодым помогали опытные медсёстры Анна Овчинникова и Ольга Усольцева. Но сноровистая Рая и сама могла без особых усилий в любую вену попасть и укол поставить, и систему безболезненно подключить. В свободное время девчонки бегали в местный клуб на танцы. Там и встретила Рая свою судьбу в образе статного электрика Виталия. В 1967 году поженились, а через год родился первенец Саша.
– Он сейчас живёт в Омске, – говорит моя собеседница и подаёт фотографию симпатичного капитана ДПС.– А вот его дочка Алина, она учится в университете на художника-дизайнера.
И передо мной – фото миловидной девушки с копной тёмных волос.
В это время в кабинет вошла Вера Ивановна Попова, бывшая старшая медсестра, ныне пенсионерка. Узнав о цели моего визита, она дала коллеге свою характеристику:
– Раиса Афанасьевна была активисткой, за всё смело бралась, во всех мероприятиях участвовала, вела «Уголок здоровья».
На одной из фотографий я увидела плакат с мастерски выполненными рисунками и догадалась, откуда у внучки моей героини Алины тяга к рисованию. А о том, что Раиса Афанасьевна смело бралась за любое дело, свидетельствуют такие факты из её жизни. Когда ей предложили стать клиническим лаборантом, она согласилась, прошла специальные курсы и приступила к работе. Десять лет она отдала этой должности, и опять новое назначение – старшей сестрой стационара. Она и тут не сплоховала. Потребовался работник в физиокабинет – пошла туда, и там проработала целых двадцать лет.
– Когда началось строительство нового здания больницы, – вспоминает моя собеседница, – весь наш коллектив выходил на субботники. Мы вручную копали траншею от кочегарки до стационара, ездили за кирпичом на кирпичный завод и доставали его прямо из горячих печей. А ещё долбили ломами какое-то здание в Казанском, а проходящие мимо люди, наверное, думали, что мы пятнадцатисуточники.
В 1986 году больница переехала в новое здание. Открыли грязелечебницу, и Р. А. Яркова заняла там должность медсестры. Все эти перемены с ней случались потому, что с Раисой Афанасьевной всегда можно было легко договориться, она входила в создавшееся положение и, самое главное, честно выполняла работу на любом посту. А фотографии, как бесстрастные свидетели, фиксировали все вехи её жизненного пути. Запечатлены на них и различные конкурсы, и коллективные выезды на природу, и новорожденная дочь Лена.
Пролетели годы. Ушла на пенсию Раиса Афанасьевна, а совсем недавно отметила свой 65-летний юбилей. Живут они с Виталием Никифоровичем в благоустроенном доме, берегут друг друга, дожидаются в гости детей да внуков. Они их радость, гордость и надежда.