Медиакарта
7:14 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Любо?»

«Любо?»
12:22 | 20 марта 2013
Источник:

На днях в Тюмени прошло заседание совета атаманов международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков». Сюда съехались атаманы из 15 регионов России, а также Казахстана, Киргизии и Узбекистана.

А в прошлом году, также в первые дни весны, областная столица принимала делегатов VIII Большого отчетно-выборного круга Союза казаков России. О том, почему именно в Тюмень едут атаманы, чем занимаются люди в казачьей форме и о многом другом, мы говорим с одним из пионеров возрождения казачества в нашем регионе, кандидатом исторических наук Геннадием Зайцевым.

Межэтнический цемент

— Геннадий Степанович, чем наш город привлекает казаков?

— Я считаю Тюмень центром евроазиатской России. Напомню, с «покорения Сибири» Ермаком начинается история превращения Руси в Россию. Именно отсюда казаки менее чем за сто лет дошли до Аляски, присоединяя живущие на огромной территории народы. Замечу, наша область — единственный регион страны, соприкасающийся с двумя государственными границами. Но главное — последние пять лет в Тюмени очень серьезно занимаются научным осмыслением возрождающегося казачества. Мы создали единственный в России научный координационный совет по изучению истории и культуры казачества урало-сибирского региона. Он объединяет ученых казаковедов Уфы, Екатеринбурга, Омска, Томска, Кемерова, Барнаула, Салехарда, Ханты-Мансийска.

— У нового казачества уже есть своя история?

— А как же. Союз казаков России сегодня мощная общественная организация, у которой есть структуры в Казахстане, в Украине, Киргизии, Белоруссии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и др. Именно казаки, после развала СССР, объединили вокруг себя русскоязычное население в странах СНГ и защищали его от происков националистов. Мы считаем это своим долгом. Мало кто знает, что когда произошли кровавые события в Киргизии, именно казаки там объединили около 12 тысяч человек, моментально создали отряды самообороны и защищали и русских, и киргизов, и узбеков. Вспомните Косово. К казакам же тогда с просьбой помочь обратился президент Сербской Краины. И они туда поехали. Там и наши сибирские казаки были.

— Люди, далекие от казачества, считают, что понятия «казаки» и «православие» синонимы. Это так?

— В своей основе на 80% казаки православные. Но казачество — это межэтнический цемент. Есть у нас и мусульмане, и буддисты. В 1993 году в Оренбурге проходил третий Большой круг Союза казаков России, и его работа там впервые освещалась и батюшкой, и муллой, и ламой. Это очень важный момент. Сейчас идет радикализация общества. Появляются всевозможные националистические организации. Было много попыток радикалов проникнуть и к нам. Мы отсеяли их. Сказали: ребята, Россия создавалась как многонациональное государство. Но мы единый народ. У казаков неприятия людей по национальному признаку не было и нет. Я родовой казак, у меня корни кубанские. Девиз казака каким был, таким и остался: душа — Богу, жизнь — Отечеству, честь — никому.

Кому это нужно?

— И тем не менее поначалу вдруг появившихся казаков воспринимали с улыбкой, как нечто театральное, искусственное. Взрослые люди надели форму, сели на коней, «любо» кричат, одобряя что-то. Потом, как некую весьма консервативную силу, которая срывает выступления неугодных им артистов, пикетирует выставки, которые противоречат их духовным ценностям. Вы как к этому относитесь?

— Эти факты на поверхности. Они подаются, как скандал. А проблема гораздо глубже. Вы же видите, какие процессы идут в Европе. Там царит убеждение, что свобода личности превыше всех остальных ценностей, в том числе религиозных, нравственных, духовных. Отсюда и разрешение на регистрацию однополых браков, и на усыновление такими «семьями» детей. А теперь все это агрессивно навязывается нам: гей-парады, протесты против принятия закона о борьбе с пропагандой педофилии, попытки ввести элементы ювенальной юстиции. Неужели не ясно, что если разрушается основа государства — семья, разрушается и само государство. Казаки против разрушения устоев. И будут защищать наши традиционные нравственные и духовные ценности. Ни в одной религии нет разрешения на однополые браки. Кого воспитают в таких семьях?

— Много в нашем регионе казаков?

— Сегодня в трех официально зарегистрированных казачьих организациях в общей сложности по югу области около полутора тысяч казаков.

— Принимаются только потомственные казаки?

— Сейчас считается, что казаком может стать и тот, кто не имеет казачьих корней, если у него в душе есть такой посыл. Лично меня это беспокоит. Стержень казака — это его готовность к служению Отечеству, к самопожертвованию. Большой трагедией когда-то обернулось расказачивание, но не меньшей бедой может стать и оказачивание. Сегодня идут такие разговоры: давайте будем наращивать количество казаков, в каждой деревне возродим казачьи структуры. А если там нет людей, которые готовы к служению?

— Чем сегодня занимается Тюменское казачество?

— Прежде всего сохраняет нашу культуру, традиции, обычаи. У нас есть станица Мальковская. Там мы 23 года назад получили земли. За это время в станице появились целые династии казаков. Они там живут, работают, свадьбы играют, воспитывают детей. В станице Московской создан замечательный детский хор. В Вагайском районе тоже прекрасный хор. Вагайские казаки к тому же сохраняют нашу святыню — Поклонный крест, установленный в 1996 г. на месте предполагаемой гибели Ермака. Казачьи классы мы ведем. Церкви помогаем. Когда большие православные праздники проходят, святыни привозят, следим за порядком. Реестровые казаки совместно с полицией патрулируют улицы Тюмени. И еще скажу: ни одному выросшему в казачьей семье парню и в голову не придет «откосить», как сейчас говорят, от армии. Служить Отечеству — для нас высшая честь.

ДОСЬЕ

Геннадий Зайцев — советник верховного атамана Союза казаков России, кандидат исторических наук, почетный атаман Ямало-Ненецкого автономного округа.

ФАКТЫ

— В Тюмени совет атаманов одобрил обращение в соответствующие федеральные органы в поддержку Евгения Стригина, который, защищая свою семью, убил одного из 11 нападавших и был за это осужден приговором Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики на девять лет лишения свободы. Общероссийский пикет в поддержку Стригина прошел и в Тюмени.

— В царской России было 11 казачьих войск. По переписи 1897 года казаков вместе с семьями проживало в стране 4,5 млн человек.

Юрий ПАХОТИН

Фото из архива Геннадия ЗАЙЦЕВА