Медиакарта
0:13 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Куда пойти учиться?», «Какую профессию выбрать?»

«Куда пойти учиться?»,  «Какую профессию выбрать?»
16:53 | 21 марта 2013

Проблемы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий:

  • между спросом и предложением на рынке труда;

  • потребностью рынка труда в специалистах высокой квалификации и отсутствием ее у молодежи;

  • необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и личными интересами молодежи при выборе профессии.

В условиях рынка труда наиболее незащищенными оказались выпускники общеобразовательных школ. Именно они, не выбравшие путь продолжения образования (или не имеющие возможности его реализовать), не накопив жизненного и профессионального опыта, слабо представляя реалии рыночных отношений, пополняют ряды безработных. Поэтому подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важнейших задач нашего общества.

Выбор профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни. От него зависят и условия труда, и уровень благосостояния, возможности для творчества и самореализации. Известно, что ошибка в выборе человеком профессии может отрицательно сказаться на успешности всей его дальнейшей жизни. Тогда не сможет проявиться его призвание, не реализуются способности, возникает масса личностных проблем и конфликтов, а стало быть, постоянный психологический дискомфорт.

Наиболее перспективным направлением работы с молодежью является профориентация. Результаты проводимого мониторинга, связанного с изучением профессионального самоопределения школьников, свидетельствуют о том, что ранний выбор профессии, основанный на сопоставлении своих способностей с требованиями, предъявляемыми возможной профессиональной деятельностью, особенно необходим для не имеющей жизненного опыта молодежи, которой нужно помочь разобраться в происходящем, определить свое место в изменяющейся социально-экономической обстановке. Так, было установлено, что среди специалистов, которые сделали свой профессиональный выбор в 9 классе и ранее, 93 процента получают моральное удовлетворение от работы, а из них 46 процентов считают свою работу интересной. В то же время среди тех, кто сделал свой выбор после окончания школы, лишь 16 процентов считают свою работу интересной, 33 процента относятся к выбранной специальности отрицательно, 50 процентов получают лишь частичное моральное удовлетворение от работы. С целью изучения динамики сформированности профессиональных планов и установок учащихся школ, мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии, общей информированности о профессиях и потребностях рынка труда и для определения необходимого объема помощи по различным направлениям профориентационной работы на сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области создан раздел «Профессиональный навигатор», который включает в себя несколько рубрик:

  1. Новый информационный ресурс «Виртуальное путешествие в мир профессий», где размещены видеофильмы о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда Тюменской области. Видеосюжеты сняты на высокотехнологичных производствах области с участием персонала данных предприятий. Виртуальное путешествие в мир профессий поможет составить образ конкретной профессии и соотнести его с образом собственного будущего, узнать о характере профессии, о процессе и условиях труда, требованиях к профессиональным компетенциям и индивидуальным особенностям специалистов, получить информацию об образовательных учреждениях Тюменской области, на базе которых можно получить рабочую профессию, а также организации, где в будущем можно работать по полученной специальности.

  2. В рубрике «Советы профессионалов выбирающему профессию» размещается актуальная информация для выпускников школ по вопросам выбора образовательной траектории, сферы профессиональной деятельности, определения профессионального маршрута, исходя из личностных особенностей и потребности рынка труда. В данной рубрике можно познакомиться с основной терминологией профориентационной деятельности, узнать информацию о востребованности профессий на рынке труда в Тюменской области.

  3. «Страница для родителей» отвечает на вопрос, как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении. Рубрика включает рекомендации родителям по профессиональной ориентации, характеризует ступени принятия решения при выборе профессии, анализирует типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии, с помощью предложенной анкеты помогает родителям определить степень их участия в подготовке детей к труду и выбору профессии.

  4. В рубрике «Профессиограммы» содержится перечень профессий, востребованных на рынке труда Тюменской области.

  5. В рубрике «Тестирование» размещены on-line тесты, направленные на определение профессиональных предпочтений, позволяющие определиться с профессиональной направленностью и выбрать подходящий вид деятельности в будущем, узнать, к каким профессиям имеется наибольшая склонность.

  6. «Календарь событий» информирует посетителей сайта о профориентационных мероприятиях, проводимых департаментом труда и занятости населения Тюменской области и Центрами занятости населения.

Адрес сайта департамента труда и занятости населения Тюменской области: trud.admtyumen.ru или Занятость населения Тюменской области.

Успехов вам в выборе профессии, с которой вы начнете свою карьеру!

Автор: Г. СУХОРУКОВА, ведущий инспектор ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района