Несмотря на то, что на дворе конец первого весеннего месяца, снегу на улице, что называется, выше крыши: куда ни глянь – сугробы, сугробы, сугробы.
Расчищены от него лишь проезжая часть дорог да тропинки к жилью. Вот и к её дому, старенькому крестовику, что стоит с незапамятных времён почти в самом центре села Коточиги, виднеется разметённая стёжка-дорожка. А живёт здесь баба Дуся Грачева, которой от роду… Впрочем, всё по порядку.
Евдокия Созонова – коренная уроженка с. Коточиги. Родилась в сибирской семье, где было трое детей, а Дуся в ней – младшей. Рано умер отец, все хозяйственные заботы и досмотр за ребятами легли на плечи матери. Правда, через некоторое время она сошлась с местным вдовцом – Василием Васильевичем Юндыловым, вместе стало получше, всё-таки мужик в доме.
-- Жили в ту пору единолично, -- вспоминает Евдокия Тимофеевна. – Ели картошку да репу, весной выручала лебеда и крапива, летом и осенью – ягоды, грибы, которые заготавливали на зиму, как и капусту. Одевались кое-как, а работали – от зари до зари, чтобы прокормиться.
-- Потом начали организовывать колхозы, жить стало не то, чтобы полегче, но как-то веселее, какой-то просвет появился, -- продолжает разговор моя собеседница. – Больше трудились в поле: сено для скота косили, убирали хлеб, вязали лён, в зимнее время – на ферме, ухаживали за коровами, телятами. Денег в руках почти не держали, работали за трудодни (бригадир «галочки» ставил в табеле), которые в конце года пересчитывали на рубли, да давали зерно на «работающую душу» в семье.
Молодую, красивую и работящую Дуню приметил местный паренёк – Андрей Шевченко; подружились, а вскоре и свадебку по скромному отпраздновали. Уже в 1940 году мужа призвали на службу в Красную Армию, ещё через год началась Великая Отечественная война. Летом 1941 года в дом Шевченко почтальон принёс «казённую бумагу» -- похоронку на Андрея Фёдоровича. И осталась молодая вдова с двухлетним сынишкой Юрой одна.
-- Как выжила? Лучше не спрашивай, -- вздыхает Тимофеевна. – Не припомню уже, чтобы отдыхала когда-то, выходные да праздники справляла, досыта никогда не ела, старалась больше сына поддерживать. Было детишек-то у нас трое, да только Юра и остался, двое ещё мальцами захворали и померли…
Пришёл 1945 год – долгожданный День Победы над фашистской Германией, великое событие, которого, наверное, нет ближе и дороже любому человеку советской эпохи. В этом же году Дуся познакомилась с механиком строящейся в Коточигах машинно-тракторной станции Владимиром Грачевым, у которого на руках тоже был малолетний сын Анатолий. Как в народе говорят: бобыль да вдова – одна сторона, вот и они начали жить одной семьёй, которая, спустя год, пополнилась ещё одним ребёнком – Виктором.
Страна медленно, но поднималась из руин, отстраивались заново города, мало-помалу возрождалась деревня. В начале 60-х годов в Коточигах появилось электричество, село стало центральной усадьбой образовавшегося совхоза «Коточиговский», хозяйство пополнялось новыми тракторами, автомобилями, расширялись посевные площади, животноводческие фермы, строились водопровод, больницы, школы… Одним словом, жизнь брала своё, входила в деловое русло.
И жить бы да радоваться жизни, но в дом Грачевых опять нагрянула беда: погиб в автодорожной аварии хозяин семейства. И опять горькое одиночество, бессонные ночи с мокрой от слёз подушкой. Правда, одно утешение: дети стали вполне взрослыми, помогали матери.
-- Сколько себя помню – вся в работе, заботах и хлопотах, – Евдокия Тимофеевна на минутку замолкает, вспоминая прошлое. – Была и заправщицей на нефтебазе, и няней в детском садике, и сортировальщицей на зерноскладе, на пенсию ушла в 1973 году из местной пекарни, но ещё три года там работала. Вроде бы и люди ко мне всегда хорошо относились, и я всех с душой привечала, никого за порог не выставляла… А вот не сложилась, видно, судьба, видела я от неё только крошечки радости да счастья краешек, -- вытирает старушка уголком передника повлажневшие вдруг глаза. – В 1994 году не стало Анатолия, потом нелепой смертью умер внучек, в марте 2011 года похоронила Виктора, а в ноябре того же года – Юрия, раньше срока ушла из жизни сноха Галина… За что же выпало мне такое?
1 апреля 2013 года Евдокии Тимофеевне Грачевой исполнится… 95 лет. Никакой изнуряющий деревенский труд, исчисляющийся десятилетиями, огромные житейские передряги, перенесённые ею за свой бабий век, не сломили в этой женщине все самые ценные человеческие качества, не растеряла она в бедах и горечи доброту и приветливость, искренность, любовь к ближнему и веру в людей, а самое главное -- в саму себя. И в свои, уже далеко преклонные годы, продолжает жить одна («Зачем я буду внуков да правнуков утруждать? У них своих проблем полно»), топит дровами печи, варит себе нехитрую еду, прибирает в доме, стирает и гладит бельё, садит в огороде мелочь… Делает всё, как прежде. Обладает прекрасной памятью, может перечислить даты рождения близких ей людей, имена и фамилии односельчан и даже безошибочно называет номер своего сотового телефона. И это в её-то годы!
Здоровья Вам, уважаемая Евдокия Тимофеевна, спокойных и тихих будничных дней, тепла родного очага и близких людей. Ваша жизнь – пример для многих!
На снимке: Е.Т.Грачева
Фото Т.СУХОВОЙ.