Медиакарта
11:12 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рынок потребления идёт к обновлениям

11:53 | 26 марта 2013
Источник: Знамя правды

Рынок потребления идёт к обновлениям

На прошлой неделе в Большом зале администрации прошла районная конференция «Итоги развития потребительского рынка Упоровского муниципального района в 2012 году. Основные направления на 2013 год». Открыл конференцию глава района Леонид Сауков.

Как рассказала председатель комитета по экономике и прогнозированию Татьяна Викторовна Ярцева, выступившая первым докладчиком, наш потребительский рынок сегодня – это динамично развивающаяся сфера экономики района. В структуре валового внутреннего продукта доля предприятий потребительского рынка по итогам 2012 года составила 26 процентов и занимает второе место после сельскохозяйственной отрасли. Розничная торговля относительно других сфер формирует в нём наибольший сегмент, здесь осуществляются 88 процентов потребительских расходов населения. Основным показателем её развития является обеспеченность населения торговыми площадями. По состоянию на первое января этого года в районе функционирует 191 торговый объект общей площадью 8 099,3 квадратных метра. Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения района торговыми площадями до 395 квадратов в расчёте на тысячу жителей при нормативе минимальной обеспеченности 353.

Наибольшая концентрация торговых площадей в Упорово, где на 1 000 жителей приходится 588,3 кв. м. В то же время в таких поселениях, как Чернаковское и Скородумское, уровень обеспеченности торговыми площадями составляет 201,2 и 205,8 квадратных метров соответственно, что ниже утверждённого норматива. В 13 населённых пунктах района отсутствует стационарная торговля, товары первой необходимости доставляются автолавками индивидуальных предпринимателей. Поэтому проблемой развития торговли является несистемное размещение её объектов. Основная концентрация их в центральной части сёл. Так в Упорово из 80 торговых объектов 48 расположены в центре. Такая же ситуация наблюдается и на территориях сельских поселений. С учётом этого позиция администрации в том, чтобы размещать объекты торговли в малоосвоенных районах населённых пунктов.

Продвижение продукции местных товаропроизводителей, обеспечение жителей района сельскохозяйственной продукцией является одним из направлений развития потребительского рынка. И здесь немаловажное значение отводится проведению ярмарок, уровень которых предстоит поднять на более высокий. Что касается оказания населению бытовых услуг, то структура предприятий, занимающихся ими, выглядит следующим образом: парикмахерские услуги – 28,6 процента; техническое обслуживание и ремонт автотранспорта – 21,4; ремонт и изготовление швейных изделий – 21,4; фотография – 14,3; ремонт обуви – 7,1; прочие услуги – 7,1 процента.

И здесь основной проблемой также остаётся несистемное размещение объектов на территории района. Так, в Упорово расположены 22 объекта из 28. А ведь в наших сёлах и деревнях есть спрос на ремонт обуви и одежды, теле-, радиоаппаратуры, бытовой техники, услуги парикмахерских. Развитие бытовых услуг в сельских поселениях рассматривается как одно из направлений занятости населения.

Общей проблемой для многих начинающих предпринимателей в сфере бытовых услуг является отсутствие собственных площадей. Арендная плата остаётся высокой, поэтому часто услуги оказываются на дому. Развитие потребительского рынка во многом зависит от наличия кадров, имеющих высокий уровень квалификации. Вопросы их подготовки неоднократно рассматривались на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. На встречах с предпринимателями и желающими заняться предпринимательской деятельностью, проведённых на территориях сельских поселений, также рассматривались возможности подготовки и обеспечения предприятий кадрами через программы, реализуемые Центром занятости. Весьма кстати о новых подходах в обучении для краткосрочной подготовки по рабочим профессиям через многофункциональный центр прикладных квалификаций ГАОУ СПО «Тюменский торгово-экономический колледж» рассказала его руководитель Наталья Александровна Вострецова.

О том, что приоритеты расставлены правильно говорит и анализ областного потребительского рынка, сделанный на конференции заведующей сектором мониторинга и развития потребительского рынка Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антонины Дмитриевны Соболевой. Не менее интересными для собравшихся в зале местных предпринимателей были и выступления других специалистов – эксперта управления отдела Роспотребнадзора по Тюменской области в Заводоуковском, Упоровском районах Светланы Михайловны Усольцевой и Елены Викторовны Якушкиной, рассказавшей об изменениях действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

Подводя итоги, определили основные направления развития потребительского рынка в наступившем году. Так, положительная динамика развития торговых предприятий должна быть поддержана качественным улучшением её структуры, совершенствованием её инфраструктуры и развитием специализированной торговли.

Сферу бытовых услуг крайне необходимо разнообразить, особенно на территориях сельских поселений. Создать сеть общедоступного общественного питания в формате закусочных, кафе, буфетов, магазинов-кулинарий.

Ирина КУРГУЗОВА.

Автор: Ирина КУРГУЗОВА.