Медиакарта
15:56 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

ФГОС: свободный урок и кружки по интересам

ФГОС: свободный урок и кружки по интересам
07:28 | 27 марта 2013
Источник: Призыв

Модернизация образовательной системы предполагает в рамках федеральных государственных образовательных стандартов переход от строгого урока, характеризующегося порядком, дисциплиной, подчинением ученика учителю, к уроку свободному, который подчинён правилам совместного общения: не произносить категоричных суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнением других и так далее.

– Обязательная составляющая современного урока – внимание к индивидуальным особенностям учащегося: уровню его развития, темпу работы, качествам памяти, – поясняет учитель начальных классов Лабинской основной школы Любовь Николаевна Шевелёва, с которой состоялся наш разговор, касающийся стандартов нового поколения. – Урок, как открытие истины, как часть жизни ребёнка.

Школа второй год внедряет ФГОС. Сегодня по новой системе строят работу два педагога: первый класс – Нина Александровна Комарова, второй – Любовь Николаевна Шевелёва. Они прошли обучение в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования.

– Педагог ориентирован на три основных группы результатов: личностную, которая включает внутреннюю позицию школьника, его мотивацию, оценку своих поступков; метапредметную, подразумевающую инициативность, самостоятельность, коммуникативность, стремление познавать; предметную, которая является основой системы научных знаний, их применение. В результате портрет выпускника начальной школы выглядит так: активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, уверенный в своих силах, коммуникативный, ответственный, имеющий исследовательский интерес, уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения. Главное для нас, педагогов, – это научить ребёнка учиться, то есть привить ему учебную самостоятельность, – рассказывает собеседница.

Уроки, где запланировано достижение нового образовательного результата, не отличаются от обычных уроков, просто при подборе заданий Любовь Николаевна и Нина Александровна вместе с ребятами выбирают продуктивные (творческие) вопросы. В тексте учебника на них нет ответа, а есть лишь подсказка. Отвечая на вопросы, ребёнок ищет новые способы действий, выходя за рамки привычного алгоритма.

В связи с этим в обиход прочно входит аббревиатура «УУД», которая обозначает универсальные учебные действия. УУД в образовательном процессе занимают особое место наряду с русским языком, математикой, чтением.

– Личностные УУД помогают ученику самоопределиться. Здесь речь идёт об образе собственного «я», обобщении своих качеств, способностей, социальной значимости, чувства собственной ценности. А всё это – предпосылка и следствие социального взаимодействия, – уточняет Л.Н. Шевелёва. – Отношение к себе, социуму, школе проявляется в мотивах поведения и деятельности. Ребёнок учится следовать в поведении нравственным нормам.

– Во внеурочную деятельность, которая начинается во второй половине дня, вовлечены не только школьники первых и вторых классов, но и все, кто посещает начальное звено. В общей сложности таких в школе тринадцать человек, – замечает Любовь Николаевна.

Прежде чем разработать программы кружков, учителя, чтобы определить круг детских интересов, провели анкетирование. Как выяснилось, лабинских ребят интересует всё. В результате в школе действуют шесть кружков различной направленности.

– Преподаватель физкультуры Александр Николаевич Пинигин ведёт спортивно-оздоровительный кружок «Тропинка здоровья», Нина Александровна – «Умка» и «Я – исследователь», где ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Руководство кружками «Палитра детства», «Я – гражданин России» и «Мастерская добрых дел» взяла на себя, охватив, таким образом, художественно-эстетическое, военно-патриотическое и общественно-полезное направления. Всё, что делается в рамках кружков, не всегда можно чётко разграничить, – говорит собеседница. И приводит пример: – Ребята своими руками сделали открытки-аппликации, которые подарили вдовам, труженикам трудового фронта, ветеранам труда, пенсионерам. Прослеживается взаимосвязь между кружками.

Автор: О. Коновалова