Медиакарта
20:20 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Топ-топ, топает «Ангажемент»

08:58 | 27 марта 2013
Источник:

Свой профессиональный праздник Леонид Окунев в шутку называет Международным женским днем театра. Потому что отмечается в марте – это раз, а два – так сложилось, что в молодой растущей труппе “Ангажемента” в данный момент девушек больше… Артисты дарят зрителям постановку “Баба Шанель” по пьесе Николая Коляды и сюрприз-капустник с новой песней от звукорежиссера Романа Зорина.

В спектакле пять женских ролей и одна мужская (не считая баяниста). Драматургу хотелось, чтобы директор и худрук “Ангажемента” сыграл женскую. Благо, у Леонида Григорьевича опыт есть – вспомним старуху Амалию в “Носферату” того же Коляды. Но в “Бабе Шанель”, рассудил Окунев, это ни к чему, и взялся репетировать Сергея Сергеевича – на троих с Виталием Мигуновым и Дмитрием Анисимовым, заранее предполагая дать дорогу молодым, а самому постоять в сторонке. Выйдет ли он на сцену в День театра? Загляните в “Ангажемент” сегодня вечером – узнаете.

Со знаменитым Колядой и его учениками, драматургами и режиссерами, театр дружит давно и тесно. Регулярно ездит в Екатеринбург на фестиваль “Коляда-Plays”. А для Леонида Григорьевича Коляда – это еще и пример того, как в театральном деле можно обходиться без государственного финансирования. К счастью, у самого “Ангажемента” с финансированием нынче все в норме. Понятно, что хочется больше, но и сами с усами, то есть битые, наученные выживать еще в девяностые… Театр благодарен Сергею Сметанюку за то, что в бытность главой города он помог с реконструкцией. Правда, в нынешнем здании “Ангажементу” становится тесновато, да и не здание это, а пристрой к общежитию, где случаются прорывы канализации со всеми вытекающими из нее жидкостями и запахами – вдыхай, зритель, аромат искусства… Кстати пришлась цитата из Коляды: “Да, мы занимаемся не в барском, не в царском с колоннами дворце, а здесь, в доме культуры ВОГ, то есть Всероссийского общества глухих”.

Окунев не жалуется. Он шутит. А в шутках, как все знают, без правды не обходится. Вместо сетований по поводу удаленного местоположения замечает жестко: “Окраин нет. Есть плохо или хорошо поставленное дело”. И есть заслуженная любовь публики к театру, который двадцать лет назад начинался без помещения и почти без труппы. Точнее не двадцать, а девятнадцать с маленьким хвостиком. Юбилей “Ангажемент” будет праздновать 7 января 2014 года. И к этому событию обязательно подготовит что-нибудь необычное. Для начала Леонид Григорьевич рассчитывает подыскать пьесу, в которой ему захотелось бы солировать. А дальше…

В труппе сейчас 25 человек, новички приходят каждый год, и репертуар в театре стараются подбирать так, чтобы каждый мог себя показать. Благо никто не сидит в уголке – все хотят играть. Так таланты и выявляются. К примеру, Юлия Шек в “Ангажементе” всего три года. И уже заняла свою нишу. После двух с половиной лет в Москве вернулась на родную сцену Екатерина Захарова… Или вот Денис Юдин, приехавший к нам из Самары десять лет назад. “Его эволюция происходит на моих глазах, – рассказывает Окунев. – Я видел, как он взрослел, превращался из совсем зеленого актера в актера опытного, с багажом. Можно сказать, сейчас Денис – ведущий актер театра “Ангажемент”. Кроме того, он закончил режиссерское отделение при Щукинском училище. И я думаю, из него может впоследствии получиться очень интересный режиссер”. В копилке наград Юдина есть уже и актерские, и режиссерские премии. Одна из последних – с февральского фестиваля “Театральная революция”, где “Ангажемент” выступил со спектаклем “Калигула”.

“Театральная революция” – фестиваль молодежных театров, в основном любительских. Но почему бы и профи не поучаствовать? “Иногда любительские коллективы могут дать профессионалам большую фору, – отмечает Окунев, вспоминая челябинский “Манекен” времен братьев Морозовых. – Это был, как сейчас бы сказали, крутой театр. Там были новые формы, новое видение”. О “Манекене” сегодняшнем, тоже, кстати, участнике “Революции”, он судить не берется – не видел. А сам “Ангажемент” примкнул к “революционерам” по приглашению Любови Лешуковой, директора фестиваля и руководителя театра “Мимикрия”. Когда-то ей довелось выходить на сцену “Ангажемента” вместе с Окуневым, а три месяца назад, уже в качестве хореографа, она приняла участие в постановке “Калигулы”.

Спектакль этот по пьесе Альбера Камю Леонид Григорьевич причисляет к классическому репертуару заодно с “Ромео и Джульеттой”. Все-таки Древний Рим… Что ж, классики в театре маловато. “Уже в труппе звучат разговоры: “А почему у нас нет Чехова? А почему нет Островского?” Наверное, скоро появятся, и это будет новый виток в развитии театра. Но чтобы ставить классику, нужно найти подходящего режиссера и адаптировать пьесу к сегодняшнему времени. Хрестоматийное прочтение тоже имеет ценность, но это не должен быть мертвый спектакль, он должен разговаривать с современным зрителем на понятном ему языке. Нельзя бездумно брать “Три сестры” или “Дядю Ваню”…

Но можно съездить на фестиваль “Театр. Чехов. Ялта” со спектаклем “Носферату” и завоевать Гран-при. А из Ялты попасть в Баку. “Мы гордимся тем, что “Ангажемент” – единственный в постперестроечное время российский театр, который играл на сцене Азербайджанского академического национального драматического театра”. Было это в июне прошлого года. Сейчас идут переговоры об ответных гастролях. И еще: зимой “Ангажемент” побывал в Новом Уренгое и Ноябрьске, в сентябре рассчитывает отправиться в Ханты-Мансийск.

А пока надо подготовить несколько премьер. В конце апреля азербайджанский режиссер, которого Окунев зовет попросту Михаилом Михайловичем, начнет работу над комедией классика национальной драматургии Ахундова. На днях приезжает Олеся Невмержицкая, известная тюменскому зрителю по спектаклю “Ночь Гельвера”. Основой ее будущей постановки с условным названием “Записки на сгущенке” станут “дневники нашей землячки семнадцати лет, медсестры из Ситниково”. По ходу дела дневники будут превращаться в инсценировку и тут же репетироваться. Еще поставят Виктора Розова…

Всех планов Леонид Григорьевич, само собой, не раскрывает. И об очередной работе в кино говорить пока не готов: “Мне нужно еще сценарий перечесть”. Кстати, в позапрошлом году вместе с ним в криминальном сериале “Важняк” Ильи Хотиненко снялась Юлия Шек. А теперь в Тюмень решил заглянуть кастинг-директор некоего маститого режиссера – имени Окунев не называет.“Раньше в Советском Союзе режиссеры, администраторы ездили по стране и смотрели актеров. Сейчас продюсер диктует – вот этот, этот и этот. Поднадоело уже мелькание одних и тех же лиц. А тут люди еще ни разу не снимались… Мне бы очень хотелось, чтобы ребятам повезло. Они достойны этого”.

Новые роли, новые спектакли, детская студия, кино, юбилеи… Театр развивается, меняется. Но одно должно остаться неизменным (на веки вечные, подчеркивает Леонид Григорьевич) – это память об основателе “Ангажемента”, запечатленная в названии: театр имени Виктора Сергеевича Загоруйко. Ну, а коль скоро на дворе праздник… “Многое хочется воплотить в жизнь, – продолжает Окунев. – Есть такая поговорка: “Как потопаешь, так и полопаешь”. Так что топать, и топать, и топать желаю я театру “Ангажемент” и его руководителю Окуневу Леониду Григорьевичу. Долгие-долгие годы”.

Автор: Кира КАЛИНИНА /фото автора/