Медиакарта
23:05 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нефтяной перекресток

Создание топливно-энергетического комплекса страны в Западной Сибири в шестидесятые годы прошлого века стало делом подлинно всенародным. На Севере Тюменской области трудились посланцы всех республик тогдашнего Союза. Они открывали и обустраивали нефтяные и газовые месторождения, изыскивали пути доставки добытого там углеводородного сырья на ближайшие перерабатывающие заводы.

Вряд ли кто-нибудь из вагайцев тогда всерьез думал о том, что наш район, находящийся вдали от нефтяных промыслов и не имеющий собственных, может оказаться причастным к осуществлению столь грандиозного проекта.

Но в конце лета 1965 года началось строительство нефтепровода Усть-Балык – Омск протяженностью 964 километра. Часть его, длиной 114 километров, должна была пройти по территории нашего района и пересечь русло Иртыша. Место перехода стальной магистрали через реку делило всю трассу попалам.

Северную часть ее предстояло построить Сургутской дирекции строящихся трубопроводов, южную – подразделениям треста «Омскнефтепроводстрой», а одному из этих подразделений – группе № 2 эксплуатационного отряда подводно-технических работ – было поручено соорудить дюкер, то есть осуществить переход трубы по дну Иртыша.

Дело это не простое. Трубы требовалось очистить, сварить в единое целое, заизолировать специальной изолентой, покрыть деревянной обшивкой и уже потом протащить с одного берега реки на другой и уложить на десятиметровой глубине в вырытую земснарядом траншею. Кроме того, по пойме реки от каждого дюкера – двух основных и одного резервного – до магистрали дотянуть еще семикилометровые нитки трубы.

Первые строители дюкера во главе с начальником этой группы Павлом Григорьевичем Дуксиным на берег у д. Кульмаметской высадились в конце лета 1965 года, доставив туда жилые вагончики, передвижную электростанцию, сварочные агрегаты, а также необходимую технику. Завезли трубы. Уже в октябре полным ходом велась поворотная сварка труб в 36-метровые плети и их развозка вдоль траншеи.

Первый дюкер был положен на дно Иртыша 30 октября 1966 года.

Согласно проекту всего в нескольких километрах от перехода магистрали через Иртыш на южном ее крыле было намечено построить одну из восемнадцати запланированных на трассе нефтеперекачивающих станций и жилой поселок для рабочих и их семей.

Возведение НПС было поручено одному из подразделений строительного управления № 2 того же треста «Омскнефтепроводстрой» под руководством начальника участка Ивана Даниловича Созонова.

В конце сентября 1965 года на стройплощадке появились первые его представители: кладовщик по приемке материалов Начим Челялетдинов, рабочие Юмали Арипов и Шагат Арипов. А в октябре тут работали уже две бригады плотников по 12-13 человек, бригада разнорабочих из 13 человек. Первым делом построили «теплушку», материальный склад, магазин.

В ноябре И.Д. Созонов в районной газете писал о том, что предстояло сделать за зиму и в дальнейшем: надо было сдать в эксплуатацию шесть жилых двухквартирных домов, здание конторы, растворобетонный узел, механическую мастерскую на два трактора и пять автомашин, столярный цех, материальный склад. Основное строительство должно было начаться весной 1966 года. А в 1967 году нефтеперекачивающая станция уже должна была работать.

Одновременно начиналось строительство жилого поселка, в котором требовалось возвести двухквартирные дома, среднюю школу, магазин, столовую, детсад, ясли и другие здания. Поселок назвали Гагаринский, но позднее переименовали в Заречный.

30 октября 1967 года по стальной магистрали на Омский завод пришла первая северная нефть.

Рассказывая о труде и успехах строителей нефтепровода Усть – Балык - Омск, нельзя не сказать о той помощи, которую оказало им руководство района, начиная с выбора площадок под объекты и кончая решением вопросов доставки строительных материалов.

Первый секретарь РК КПСС Леонид Васильевич Тарханов вместе с руководителями Сургутской дирекции строящихся трубопроводов и Омского треста неоднократно облетал на вертолете трассу нефтепровода, чтобы выбрать место под строительство поселка. Хотелось, чтобы оно было удобно для строителей и одновременно полезно для жителей района. Построенные в будущем в поселке средняя школа и больница решили бы проблемы с нехваткой этих важных объектов в ближайших населенных пунктах, а то и в целом в районе. Выбор падал на территории либо близ Изюка, либо Журавлевой, но остановили его на площади рядом с деревнями Зятьковой, Мухиной и Мальковой на берегу реки Вагая.

Нужно заметить, что в 70- е годы в построенных зданиях поселковой больницы размещались некоторые отделения райбольницы.

Что же касается других видов помощи, то следует привести такой пример. Однажды для строительства поселка из государственных фондов было выделено определенное количество кубометров древесины. Однако получить ее нужно было в Надцинском леспромхозе Тобольского района. Это могло затянуть доставку и удорожить ее.

А между тем такая же древесина заготавливалась в Вагайском районе. Более того, молевой сплав ее их южных лесоучастков велся по реке Вагай и «кошели» с бревнами проплывали рядом с поселком.

Однако ни местная, ни областная власть не имели права разрешить взять эту древесину для нужд стройки. Решать вопрос о ее немедленном получении стал Вагайский райком партии по партийным каналам. По его ходатайству обком партии обратился в Министерство лесной промышленности СССР за разрешением.

Пока в район шла телеграмма с разрешающей подписью министра т. Тимофеева, последние плоты леса проплыли мимо поселка до сплавучастка Усть – Вагай, где лес мог быть в дальнейшем баржами отправлен по Иртышу в другие места. Но его задержали и передали строителям.

Доставка этого леса на стройку отсюда обошлась намного дешевле и прошла быстрее.

Есть и другие примеры.

Вместе с тем надо упомянуть, что в числе строителей было немало жителей района, внесших определенный вклад в общенародное дело.

На новый нефтепровод государство возлагало большие надежды и потому выделило на его строительство большие средства – 250 миллионов рублей. Кстати, на строительство дюкера было отпущено 1.700.000 рублей.

В печати сообщалось, что уже в 1967 году мощность нефтепровода Усть – Балык – Омск должна была составлять 6,5 миллиона тонн нефти, в 1968 году – 13 миллионов, а в 1970 – 20 – 22 миллиона.

А в дальнейшем его пропускную способность планировалось довести до 35-40 миллионов тонн в год.

Однако все это было пока в планах, а нефть стране требовалась срочно. И потому, не дожидаясь сдачи в эксплуатацию этого нефтепровода, нефтяники наладили доставку северной нефти на перерабатывающий завод водным путем. Для этого тюменским судостроителям заранее было доведено задание: построить 30 нефтеналивных барж. И уже 5 июня 1964 года первая такая баржа с промышленной нефтью пароходом «Капитан» была доставлена до Омска.

Позднее, чтобы сократить этот путь, в Уватском районе на берегу Иртыша была построена нефтеналивная станция. И транспортировка черного «золота» по реке продолжалась еще долго.

А между тем уже была готова другая, сухопутная дорога для северной нефти – вступил в строй нефтепровод Усть – Балык – Омск, пересекающий русло Иртыша. То есть, образно говоря, Вагайский район на какое-то время становился «нефтяным перекрестком».

Дальнейшая судьба этого нефтепровода – тема другого разговора.

Яков ЧИСТЯКОВ, член Союза журналистов России

с. Вагай