Отдых как средство воспитания
В современном обществе свободное время для человека, и особенно для ребёнка, рассматривается как пространство для самореализации и развития. Специфика организации летнего отдыха школьников заключается в интенсивности процессов общения, в многообразии взаимодействий ребёнка с другими людьми в различных видах деятельности и общения. В результате формируется особая детско-взрослая общность как самоценный субъект воспитательной системы, неотягощённый школьной отметкой.
Ядром этой общности выступает ребёнок.
В летнем оздоровительном лагере «Перекрёсток четырёх дорог» при Упоровской школе работа велась по трём направлениям:
-
Социально-значимая деятельность детей, направленная на улучшение окружающей среды, пришкольной территории, здоровьесбережение.
-
Привлечение подростков к волонтёрскому движению через деятельность отряда «Сёстры милосердия».
-
Патриотическое воспитание школьников через деятельность добровольческого отряда «Память».
При подведении итогов деятельности этого отряда не было равнодушных. Дети с блеском в глазах, перебивая друг друга, вспоминали особые случаи при посещении Дома ветеранов и больницы. Не было разговоров о том, что им тяжело было поливать и полоть грядки, или копать землю в огороде. Им запомнилось общение с пожилыми людьми, их рассказы о своей молодости. Ребятам нравилось, что их ждут, им рады. И даже когда они сломали кран водопровода, для жителей дома ветеранов это показалось досадной мелочью, они даже не пожурили детей. Но мальчики повели себя как настоящие мужчины – они не ушли, пока не отремонтировали кран сами. Когда ремонт был закончен, они чувствовали себя «героями дня», принимая щедрое угощение из рук ставших родными дедушек и бабушек. Такое общение дорогого стоит, потому что это не плановое мероприятие «для галочки» по случаю какой-то даты, а естественный, живой экскурс к своим корням, истории.
А как менялись девочки в больнице, когда надевали на себя белые халаты, они своей детской душой чувствовали сопричастность к такому сложному делу, как медицина, ответственность за здоровье другого человека. Девочки с интересом беседовали со стариками: рассказывали им о своей школе, чем они занимаются в свободное время, а те, в свою очередь, вспоминали, какой была их школа, как они помогали фронту во время Великой Отечественной войны, как восстанавливали разрушенное хозяйство после Победы. Если кто-то из больных просил о помощи, то школьницы спешили наперебой оказать им эту услугу: помыть яблочко, подать воды, вынести мусор. Запомнились им и беседы с врачами о профессии медицинского работника, многие всерьёз задумались - а не попробовать ли себя на этом поприще по окончании школы.
Такой труд приносил удовлетворение и детям, и воспитателям, так как не приходилось никого принуждать, подгонять, уговаривать. В труде дети показали многогранность своего характера. Мы, педагоги, увидели, что наши воспитанники понимают ценность физического труда, они с желанием помогают ветеранам, совершенно искренни и открыты в общении, без устали могут физически работать в течение нескольких часов без принуждения, приводя в порядок захоронения или занимаясь благоустройством. Через такую деятельность дети на глазах взрослели. Они проявили такие замечательные черты характера, как ответственность, самоконтроль, сопереживание, взаимовыручку, приобрели какие-то новые знания и умения, что, конечно, в будущем позволит им стать прекрасными гражданами своей страны.
Валентина АВЕРКИНА, Наталья ЕРИНОВА, воспитатели 5 отряда МОУ Упоровская СОШ.