Медиакарта
9:21 | 5 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

В деревне тоже люди живут

В единственном сельском магазинчике в Скаредной перед обедом мы не увидели ни одного покупателя, выяснилось, день «не хлебный». Продавец Раиса Фёдоровна Глухарева грелась возле тёплого бока железной печки. Пристроилась сюда же и я, очень холодно в стареньком здании, насквозь продуваемом всеми ветрами. Разговорились.

– Восемь лет на пенсии, но работать некому, попросили принять магазин, последний год здесь, больше не пойду, – рассказывает женщина. – Да и плохо что-то люди стали в магазин ходить. План в январе и феврале я даже не выполнила. Все в посёлок за покупками ездят. Удобно, рейсовый автобус три раза в день. Живём нормально: газ есть, сотовая связь хорошая, дорога асфальтированная...

Однако не все считают так, как сельский продавец. Причина, которая привела нас в эту деревню – письмо из Скаредной. Проверкой изложенных в нём фактов мы и занялись.

Из письма: «В деревне Скаредная нет медицинского обслуживания. Висит у колонки объявление: «Приём врача первый и последний четверг месяца с 1 часа до 2-х часов. А в деревне 80 человек живут, есть и пенсионеры, и дети».

Новенький модульный ФАП установлен в Скаредной, только вот единственное новое здание в деревне стоит закрытым. Калитка – на вертушке. Фельдшер Нургуль Габдулкаримова, которая обслуживала скарединцев, находится в отпуске по уходу за ребёнком и вскоре собирается рожать ещё одного малыша, так что работа пока в её планы не входит.

Всё это время население деревни закреплено за Ражевской амбулаторией. У врача общей практики Ирины Михайловны Степановой очень большой участок: она ведёт приём в Ражево, обслуживает Земляновскую и Среднечирковскую территории, примерно 1200 человек, выезжает на вызовы. Признаётся, что не всегда получается выехать в Скаредную из-за загруженности, тем более, в период вспышки ОРВИ и гриппа:

– Но даже, когда мы приезжаем, на приём обращаются очень мало. В основном, дети. Взрослых санитарка по домам ходит, приглашает. Медсестра бывает в Скаредной каждый месяц, ведёт патронаж детишек до года, делает прививки. В ближайшее время планировали выезд в Скаредную с акушеркой, лаборантом, – говорит Ирина Михайловна Степанова.

Старший фельдшер Областной больницы №11 Н.Д. Кабакова заверила, что медицинская помощь оказывается населению Скаредной в полном объёме: обслуживаются вызовы, проводятся прививки, два раза в месяц – осмотры врача. Население в деревне менее сотни человек, поэтому фельдшер работает на полставки.

Из письма: «В детском садике в Земляной помощниками воспитателя работают люди без педагогического образования. Детей возят из деревень без сопровождения не всегда, но часто. Детей к автобусу утром выводят десять минут восьмого. Малышей из детского садика увозят домой вместе со школьниками. Их только укладут спать после обеда и тут же будят. В Скаредную их привозят в половине третьего. Хотя в других школах делают два рейса. Сначала школьников увезут, потом деток из садика».

В детском саду нас встретила старший воспитатель Татьяна Николаевна Емелина, провела экскурсию по учреждению.

– Детсад посещают 24 ребёнка, пятерых привозят из Скаредной. Ребятишки приезжают бодрые, играют днём, нет признаков того, что не высыпаются. Сончас у них заканчивается в два часа, а не в три, сразу после полдника на автобусе их увозят домой, земляновские же малыши находятся в садике до половины пятого, – рассказывает нам о режиме дня Татьяна Николаевна.

Что касается помощника воспитателя, то, по словам директора школы Г.В. Милениной, педагогического образования здесь не требуется. В обязанности помощников входит соблюдать чистоту в группах, накрывать на столы, кормить детей.

В школе за доставку детей назначен приказом ответственный – учитель физики и информатики Владислав Владимирович Баянов. Из Скаредной возят 15 детей, как я уже говорила, пять малышей в детсад, так как детский сад является структурным подразделением школы.

– Пошли навстречу родителям и детям, сделав две точки посадки. Деревня по протяжённости большая, разделяет её мост, далеко шагать из одного конца в другой, – поясняет Владислав Владимирович. – Возить школу и детсад отдельно – лишние хлопоты. Бензин выделяется только на два рейса. В автобусе 20 мест, и отдельный рейс за пятью детсадовцами нецелесообразен, поэтому все 15 детей и забираем одновременно. Кроме того, от детсада в таком случае должен быть отдельный сопровождающий. В два часа начинаем развоз детей, сначала рейс до Брованова, потом – Басаргина и Скаредная.

Римма Михайловна Бобкова – мама троих детей. Говорит, что сама или муж постоянно провожают и встречают малышей с автобуса. Сынишке ещё нет трёх лет, поднимают его в половине седьмого, в десять минут восьмого уже на остановке. В любую погоду, часто дожидаются автобуса на ветру.

– С января постоянно ездит сопровождающий, а до этого времени часто его не было, – подтверждает Римма Михайловна.

Не могу даже представить, чтобы двухлетний малыш сидел на сиденье в автобусе один...

Сам Владислав Владимирович говорит, что отсутствует он крайне редко, к примеру, если по делам вызовут в Тюмень. И такого, чтобы автобус не привозил детей, не бывало. Всегда следят за его исправностью, хотя автобус требует замены, эксплуатируется уже седьмой год.

Главой Земляновской территории Ольга Анатольевна Попова работает третий год.

Из письма: «Председатель сельсовета не очень-то заботится о людях. Деревни с осени не опахиваются. Жители Скаредной до сих пор помнят апрель 2008 года, когда пожар уничтожил несколько домов. Весна придёт, а деревня не опахана».

– В прошлом году в мае мы сделали отжиг сухой травы. Вокруг Скаредную опахали. Помогала в этой работе Ражевская пожарная команда, – рассказывает глава сельского поселения. – В Скаредной теперь сделан пожарный водоём, 37 кубов ёмкостью. Средства на проведение противопожарных мероприятий из областного бюджета выделяются, мы прошлой весной купили плуг, его использовали в работе. Постараемся опахать деревню и нынешней весной.

Из письма: «В деревне много брошенных огородов. Было время, когда там садили картофель голышмановские, а теперь растут бурьян и конопля. Неужели нельзя создать бригаду, чтобы всё это выкашивалось? Возле своих домов люди обкашивают, а с остальным не справиться».

Да уж, свидетелем, какое в Басаргино и Скаредной раздолье бурьяну и конопле, я была сама. Когда писала материал об осужденном за наркотики, он собирал коноплю прямо у себя в огороде да ещё и продавал приготовленное «зелье».

Поднимают люди в своём письме проблемы в надежде привлечь внимание. Есть вопросы по медицинскому обслуживанию, подвозу детей. Приближается пожароопасный сезон – заранее бьют тревогу. На территории, как выяснилось, все эти проблемы известны. И они требуют решения.

Фото Виталия Ракова

Автор: Ирина Шадрина