Медиакарта
2:34 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Профессиональное самоопределение – важное событие в жизни человека

Профессиональное самоопределение – важное событие в жизни человека
13:53 | 12 апреля 2013

В первом квартале текущего года в с. Шишкина состоялось совещание, в котором приняли участие заместитель главы района, начальник управления АПК М.П. Фролов, начальник управления образования П.Г. Гонцул, глава администрации Шишкинского поселения Л.В. Федорова, руководители ОУ Вагайского района, представители учебных заведений г. Тобольска и г. Тюмени, заведующая РМК Т.П. Копотилова. Такого рода мероприятие проводится впервые за многие годы постсоветского периода.

В рамках этого значимого события прошли открытые уроки по технологии, физике, географии, внеклассное мероприятие в начальных классах, встреча представителей учебных заведений со старшеклассниками, совещание руководителей ОУ по теме «О реализации мероприятий в соответствии с распоряжением губернатора ТО № 2162 – рп от 22.10.2012», экскурсия по модернизированной ферме СХПК «Желнинский».

Открыла совещание Л.В. Федорова. Она дала краткую характеристику вверенной ей территории. Отметила, что рождаемость населения увеличивается, что жители охотно занимаются личным подсобным хозяйством, благосостояние населения растет, улучшается. Также Любовь Васильевна сообщила о мероприятиях, проводимых по благоустройству поселения, в том числе о завершении строительства двух мостов в прошлом году.

П.Г. Гонцул рассказал о том, что в девяностые годы о профориентационной работе забыли. Между тем эта работа имела огромное значение в профессиональном становлении личности. Сейчас, возобновляя профориентационное направление в образовании, каждое образовательное учреждение имеет свой интерес. «Мы ставим цель, чтобы специалисты, которые выпускаются, возвращались к нам обратно», - подчеркнул он.

Н.М. Петренко, директор Шишкинской школы, выступила с докладом «Профессиональное самоопределение учащихся: из опыта работы». Озвучила основные моменты реализации программы развития школы «Профессиональное самоопределение учащихся на основе профильного обучения в сельской школе». «Была проведена, на наш взгляд, огромная работа: разработаны и апробированы авторские программы по основам полеводства, животноводства, агрохимии, овощеводства. Заключались ежегодно договоры с Тобольским педагогическим институтом (кафедра природопользования и экологии) для сопровождения опытно-экспериментальной работы. Педагоги имели возможность по всем возникающим вопросам обращаться к научному руководителю. Неоценимую помощь в осуществлении эксперимента оказывали специалисты сельхозкооператива «Желнинский» во главе с председателем В.Д. Кроо в организации практики. В Вагайской школе были проведены семинары для директоров, учителей биологии и технологии», - сказала Нина Матвеевна.

Т.П. Копотилова в своем докладе озвучила, пожалуй, основную мысль всей профориентационной работы: «Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. О том, кем стать, к какой социальной группе принадлежать, с кем работать. Профессиональное самоопределение – важное событие в жизни человека».

Заместитель директора по УВР МАОУ «Вагайская СОШ» Н.В. Карелина дала подробную информацию «О внедрении в УВП аграрно-технологического направления в соответствии с распоряжением губернатора № 2162-рп от 22.10.12».

Все без исключения участники совещания акцентировали внимание на том, что наряду с подростками профориентационную работу нужно проводить и с их родителями. Это и психолого-педагогическое просвещение, и вовлечение родителей в воспитательный процесс школьников.

Утверждение, что рабочие специальности — низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. Сейчас важно помочь понять родителям, что быть рабочим – это престижно.

М.П. Фролов на этот счет в своем обращении сказал: «Может быть, конечной цели одним совещанием мы не добьемся, но начинать работу в этом направлении нужно с того, чтобы убедить родителей, учителей, директоров школ в ориентировании на поступление школьника в сельскохозяйственные учебные заведения, на рабочие специальности».

В нынешнее время дефицита рабочих специальностей в сельском хозяйстве Михаил Петрович предлагает использовать схему сотрудничества образования и сельхозпредприятий, то есть целевой набор: родитель – учебное заведение – работодатель. По его мнению, каждое нуждающееся в рабочих предприятие должно знать свои потребности и запрашивать необходимые специальности на рынке образовательных услуг.

Также свое мнение выразил В.Д. Кроо: «Не надо говорить, что сельское хозяйство – это какая-то утопия, что там ничего нет. Это очень интересная работа. Конечно, это тяжелая работа, очень тяжелая. Но когда ты увидишь плоды своего труда, становится очень приятно». Он сказал, что современное сельское хозяйство значительно отличается от того, каким оно было несколько десятков лет назад. Конечно, основным изменением является все меньшее использование ручного труда и замена его на всевозможные машины.

Современные аграрии подходят к решению многих задач иначе, чем раньше. Сейчас сельское хозяйство очень активно использует технические новинки. Разобраться в том, как устроен современный зерноуборочный комбайн без специальной подготовки вряд ли удастся. Требования к кадрам в аграрной сфере сегодня крайне высоки. А для того чтобы воспитать полноценного специалиста, придется потратить несколько лет и значительную сумму денег. В этой связи В.Д. Кроо изъявил готовность оказывать финансовую поддержку в подготовке кадров, помогать в строительстве жилья молодым специалистам, предоставлять рабочие места в СХПК «Желнинский». «Впереди много работы по модернизации сельского хозяйства. Сегодня нужны грамотные специалисты. Доходит до того, что без образования уже и корову не подоить», - сказал он.

Что касается учреждений, которые готовят квалифицированных специалистов в аграрной сфере экономики, то на данном мероприятии представили свои возможности в этом направлении три учебных заведения. Их представители встретились со старшеклассниками Шишкинской школы.

Директор ПУ № 45 А.А. Петров пригласил всех в училище на экскурсию: «Вы все сами увидите: как работает училище, чем живет, узнаете, какие специальности уже есть, какие будут появляться, по каким еще профессиям мы планируем готовить в будущем».

Директор Тобольского сельскохозяйственного колледжа Т.В. Трухина также познакомила со своим учебным заведением: «Создан колледж был в 1878 году как ветеринарная школа. Ветеринария – одно из первых направлений. Готовят у нас по таким направлениям: ветеринария (ветеринарный фельдшер); механизация сельского хозяйства (механик); землеустройство (техник – землеустроитель); экономика и бухучет (бухгалтер). Планируется открытие направления «Организация фермерского хозяйства».

Ответственный секретарь приемной комиссии Государственного аграрного университета Северного Зауралья Н. Н. Устинов дал подробную характеристику вуза.

Университет представляет собой крупный учебно – научный комплекс с развитой инфраструктурой. Он тесно взаимодействует с товаропроизводителями, студенты имеют возможность проходить учебную и производственную практику непосредственно на производстве. Также есть возможность прохождения стажировок студентами и аспирантами университета за рубежом.

Университет ведет прием документов на очную и заочную формы обучения по разным направлениям и специальностям в следующие вузы, действующие на базе университета: агротехнологический, механико-технологический, а также институты экономики и финансов, биотехнологии и ветеринарной медицины.

И пусть «конечной цели одним совещанием мы не добьемся», но начинать работу в этом направлении нужно.

Светлана Огорелкова

Фото автора

Теги: апк