Завершился I квартал 2013 года. О том, как сегодня обстоят дела в сфере просвещения, я беседую с начальником отдела образования администрации Сорокинского муниципального района В.В. Изингер.
-Валентина Васильевна, как в системе образования нашего района начался 2013 год?
-Начало 2013 года для отрасли образования – это традиционно начало третьей учебной четверти (самой продолжительной и ответственной). В январе 30 ребят успешно защищали честь района на региональном уровне Всероссийской предметной олимпиады школьников по 5 предметам. В копилке заслуг детей и педагогов 1 первое место, 3 третьих места, 1 четвёртое, 1 пятое, два вторых места по результатам областной олимпиады для детей с ОВЗ. Имена и фамилии победителей и призёров занесены в районную Почётную книгу детства.
Двадцать второго января прошёл завершающий этап ставшего уже традиционным конкурса для дошкольников и младших школьников «Первые шаги в науке и творчестве». Были представлены 27 детских творческих работ, из них 9 - дошкольников, остальные – работы учащихся 1 – 4 классов. Работы победителей направлены для участия в областном креатив-фестивале «Надежда» до-школьников и младших школьников.
27 – 28 февраля 2013 г. на базе МАОУ Сорокинской СОШ №1 проходила муниципальная предметная олимпиада учащихся четвёртых классов. Она была проведена по пяти номинациям: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». Её целью было выявление одарённых детей в той или иной области предметных знаний.
Всего в олимпиаде приняли участие 49 учащихся. Они представляли семь школ Сорокинского района: МАОУ Сорокинскую СОШ №1, МАОУ «Сорокинская СОШ № 2», МАОУ Сорокинскую СОШ № 3, Ворсихинскую СОШ со своим филиалом Покровской начальной школой, Готопутовскую СОШ со структурным подразделением Жидоусовской начальной школой, МАОУ Пинигинскую СОШ и МАОУ Знаменщиковскую ООШ. Победителям желаем достойно представить наш район на областной олимпиаде в апреле.
-Есть ли в воспитательной деятельности, проводимой образовательными учреждениями района, направление, которому уделяется особое внимание?
-Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, поэтому систематически проходят мероприятия, посвящённые памятным датам России, дням воинской славы. Проведены тематические беседы, уроки мужества, конкурсы рисунков и сочинений, а также литературно-музыкальные композиции, состоялся выпуск школьных газет, посвящённых снятию блокады Ленинграда, 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, Дню защитника Отечества, Дню молодого избирателя.
-Текущий год в России является Годом охраны окружающей среды. Запланированы ли мероприятия, способствующие экологическому воспитанию детей?
-С целью воспитания экологической культуры в трёх общеобразовательных учреждениях района организована деятельность школьных лесничеств. 2 марта 2013 года руководители лесничеств Александровской ООШ, Пинигинской СОШ, Сорокинской коррекционной школы-интерната приняли участие во II конференции по проблемам и перспективам развития движения школьных лесничеств в Уральском федеральном округе. Членам школьных лесничеств была вручена форма, а общеобразовательным учреждениям, на базе которых созданы школьные лесничества, в подарок передана Красная книга Тюменской области.
-Книгу из детской жизни упорно вытесняет Интернет (с его многочисленными соблазнами). Проводятся ли на муниципальном уровне мероприятия, способствующие популяризации детской книги?
-С целью повышения интереса к современной русской литературе у детей и юношества, пропаганды чтения 12 марта 2013 г. в Сорокинском районе состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Это соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Участники конкурса - учащиеся шестых классов основных и средних школ читали на русском языке отрывки из прозаических произведений.
В школьном этапе конкурса участвовало 57 учащихся, в муниципальном - 16. В выступлениях были использованы произведения Алексея Толстого, Льва Толстого, Шолохова, Троепольского, Житкова, Гончарова, Сент-Экзюпери, Паустовского, Драгунского, Пришвина и других авторов.
Победительницы – Прохорова Ксения (ученица МАОУ Сорокинской СОШ № 1, 1 место), Швидко Софья (ученица МАОУ Сорокинской СОШ № 1, 2 место), Снопенко Анастасия (ученица МАОУ Готопутовской СОШ, 3 место) примут участие в региональном этапе конкурса в апреле 2013 г.
-Вернусь к теме Интернета, точнее, к организации безопасного пребывания в нём обучающихся. Учатся ли педагоги района работать в этом важном направлении?
-Конечно. Обеспечению безопасности наших детей при пребывании в Интернете был посвящён семинар «Компьютерная безопасность детей и подростков», который состоялся 21 января 2013 года. В нём приняли участие педагоги-организаторы, заместители директоров по учебно-воспитательной работе.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы: «Интернет-зависимость, виды интернет-зависимости», «Диагностика интернет-зависимости у детей и подростков», «Программа «Родительский контроль». Участники семинара получили методические рекомендации, буклеты, памятки для проведения профилактической работы с обучающимися, родителями, педагогами, так как преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих школьников.
При создании условий для осуществления образовательного процесса уделяется большое внимание охране труда и технике безопасности. С целью сохранения жизни, здоровья учащихся и работников МАОУ выполняется комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев. В связи с этим в период с 18 по 22 марта 2013 года на базе МАОУ Сорокинской СОШ № 1 проведены курсы по охране труда и пожарно-техническому минимуму. Обучение прошли директора образовательных учреждений и специалисты, ответственные за данные направления деятельности. По окончании курсов слушателям выданы удостоверения.
-Валентина Васильевна, как педагоги района повышают профессиональное мастерство, обмениваются опытом?
-Учителю необходим постоянный профессиональный рост, поэтому в течение первого квартала текущего года педагоги в рамках работы РМО, тьюторских курсов, семинаров повышали квалификацию. С 18 февраля по 1 марта прошёл конкурс профессионального мастерства «Учитель года Сорокинского района – 2013». В очном этапе приняли участие учитель биологии МАОУ Сорокинской СОШ № 3 Елена Васильевна Коренькова, учитель начальных классов МАОУ «Сорокинская СОШ № 2» Ольга Ивановна Склянова, учитель географии МАОУ Ворсихинской СОШ Ольга Николаевна Нестерова, учитель начальных классов МАОУ Готопутовской СОШ Валентина Валерьевна Родина, учитель технологии МАСКОУ для детей с ОВЗ «Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VIII вида)» Галина Николаевна Фадеева. После прохождения конкурсантками испытаний (методический семинар, учебное занятие, разговор с учащимися, беседа с родителями, мастер-класс) жюри определило победительниц. Второе место присуждено Родиной Валентине Валерьевне, третье – Кореньковой Елене Васильевне.
Четвёртого марта на базе МАОУ Пинигинской СОШ проведён семинар для заместителей директоров общеобразовательных учреждений по теме «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в ОУ». Участники его побывали на школьном методическом семинаре «Системно-деятельностный подход – методология ФГОС», рассмотрели формы повышения квалификации, проблемы, возникающие при организации методической работы, обсудили результаты конкурса «Учитель года Сорокинского района – 2013», наметили дальнейшую работу по переходу на стандарты второго поколения в основной школе.
Двадцать первого марта в нашем районе прошла первая муниципальная ярмарка педагогических идей работников дошкольных образовательных учреждений. В ходе её педагоги дошкольников имели возможность поделиться с коллегами своими наработками, опытом, интересными идеями, творческими находками.
По результатам жюри и зрительского голосования наибольшее число голосов набрала работа Шепелевой Татьяны Викторовны (воспитатель МАУ ДО «Сорокинский ЦРР –детский сад №1») – развивающая книга «Умничка».
-Не за горами летние каникулы. От кого зависит качество летнего отдыха детей?
-Подготовка к летней оздоровительной кампании 2013 года в Сорокинском районе началась с января текущего года. Именно от педагогического коллектива, администрации каждой школы зависит, насколько интересными, познавательными и безопасными станут летние каникулы для ребят. Так, 15 февраля 2013 г. общеобразовательные учреждения Сорокинского района приняли участие в муниципальном конкурсе вариативных программ в сфере отдыха и оздоровления детей. В экспертный совет представлены тематические программы «Чистотой спасём мир», «Мы – россияне», «Эскадра уходит в море», «Остров сокровищ», «Школа выживания» и др. Они направлены на экспертизу в Ассоциацию организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе» и будут допущены к реализации только после получения экспертного заключения.
-Как обстоят дела по подготовке к итоговой аттестации ?
-Подготовка продолжается. Выпускники определились с выбором профессии и, соответственно, с выбором предметов для сдачи экзаменов. В настоящее время базы данных по ЕГЭ (единый государственный экзамен, 11класс) и ГИА (государственная итоговая аттестация, 9 класс) сформированы. Кроме выпускников текущего года изъявили желание участвовать в итоговой аттестации 3 выпускника прошлых лет.
В апреле планируем провести единые муниципальные контрольные работы по русскому языку и математике в целях подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена и апробации организационно-технологического обеспечения государственной итоговой аттестации.