В Казанском районе продолжается реализация приоритетного национального проекта «Образование». Последнее заседание совета по реализации ПНП «Образование» состоялось в декабре 2012 года. О том, что сделано за это время, рассказала начальник отдела образования Т.В. ХЕВРОЛИНА.
Татьяна Вячеславовна, в частности, сказала о том, что в школах была организована работа с родителями по профориентации учащихся. Проведены общешкольные и классные родительские собрания. Речь шла о рабочих специальностях, столь необходимых нашему району. Причём мамы и папы были не простыми слушателями, а принимали активное участие в обсуждении этого наболевшего вопроса. Были проведены экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся.
В марте состоялась традиционная ярмарка учебных мест. Участие в ней приняли все школы района. В рамках профориентационной работы на базе Ильинской средней общеобразовательной школы состоялись встречи учащихся с преподавателями и учащимися ПУ-55. Планируется открыть курсы трактористов на базе школы. Детям, окончившим эти курсы, будут выданы соответствующие документы.
Т.В. Хевролина также рассказала о тех распоряжениях правительств Российской Федерации и Тюменской области, которые касаются изменений в сфере образования. Основными направлениями в области дошкольного образования являются следующие: ликвидация очерёдностей в детские дошкольные учреждения и переход к эффективному контракту с педагогическими работниками и руководителями. Если говорить об очередях в детсады, то в Казанском районе эта проблема полностью решена. У нас открыты новые детские сады, дополнительные группы в действующих садах. Все дети в возрасте от 3 лет посещают их. Многие дошкольные учреждения, где позволяют условия и нормы СанПиН, принимают детей в возрасте от 2-х лет. На сегодняшний день показатель посещаемости детских садов в Казанском районе равен 78,4% (по области – 75%). Согласно вышеназванным распоряжениям, определены и основные направления работы в области общего образования. Это внедрение федеральных государственных стандартов начального и основного образования. Для повышения эффективности и качества обучения будет разработан мониторинг подготовки и социализации школьников с учётом российских и международных исследований.
На очередном заседании совета по реализации приоритетного национального совета «Образование», которое состоится в апреле текущего года, директора базовых школ С.В. Паукова и О.А. Собянина проинформируют об использовании опыта европейского образования в практике образовательных учреждений района.
Одной из лучших в Европе признана финская модель обучения. Можно много спорить, годится ли нам, россиянам, эта модель или нет. В чём же её суть, можем ли мы её использовать и применять на практике?
В Финляндии дети отправляются в школу в 7 лет. Почти все они (93 процента) посещают подготовительные группы при школе или детский сад – местные органы управления образованием обязаны предоставить каждому ребенку (в случае желания родителей) место в дошкольном учреждении. В этой стране высоко оценивается деятельность дошкольных учреждений и младшей школы. Именно они поставлены во главу угла всей образовательной системы. Такая педагогическая установка проявляется в распределении государственных средств на образование: основной поток финансирования идёт именно на дошкольное образование и младшую школу. Если младшая школа качественно выполняет свою работу, то расходы на старшую школу снижаются. По мнению экспертов, самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Поэтому все педагоги дошкольной ступени и младшей школы в Финляндии имеют высшее образование.
В России профильное обучение внедряется очень активно. Идея профильности в Финляндии также остаётся в силе. Под профилем они понимают ориентацию школы в сторону математического, языкового, художественного или какого-нибудь другого уклона. Есть также «сильные» и «слабые» школы. Но они оцениваются по-разному. Ученик «слабой» школы – то есть такой, в которой учатся слабые ученики (это зачастую зависит от социального состава родителей), – за выполнение задания средней сложности может получить 8 баллов. За такое же задание ученик «сильной» школы получит 6. Таким образом, эффективной школой считается не та, что показывает высокие результаты, но та, которая обеспечивает прирост результата в зависимости от состава учащихся.
Педагогическая свобода, свобода в выборе систем обучения закреплена в финской конституции. Законодательно закреплено также право на домашнее обучение. Учителя могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как для решения других возникающих у детей проблем в школе есть дополнительные специалисты. Это школьная сестра, куратор (социальный педагог), психолог, специальный учитель, ассистенты. Все эти специалисты необходимы для того, чтобы помочь ребёнку. Такая система поддержки слабых, специально финансируемая государством, охватывает более 20 % учащихся, то есть до четверти учащихся в каждом классе получают специальную педагогическую поддержку! Вот, пожалуй, самый решающий фактор успеха финской модели. Сотрудничество с родителями крайне желательно. Но если такого сотрудничества не получается, школа должна как-то обходиться сама. Она не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, родители которого, к несчастью, не желают о нём заботиться. Финны убеждены, что эта реальная забота о каждом принесёт щедрые плоды в будущем.
Не всё, конечно, приемлемо для нашей, российской, модели образования. У нас есть свои положительные и отрицательные моменты. К примеру, на мой взгляд, проведение ЕГЭ в старших классах ни к чему хорошему не привело. Учащиеся просто «натаскиваются» учителями на выполнение контрольно-измерительных материалов. Экзамены теперь сдают не только одиннадцатиклассники, но и учащиеся 9-х и 4-х классов. Дети-финны, выпускаясь из старшей школы, сдают единственный экзамен. Профессия учителя пока, к сожалению, в России не стала популярной. А вот в Финляндии она как раз является уважаемой, подкрепляется хорошей заработной платой. Там постоянно «омолаживается» педагогический состав школ. У нас в школах работают учителя-пенсионеры, а когда они всё-таки решаются уйти на заслуженный отдых, то их некем заменить.
И ещё один положительный момент: дети в Финляндии много читают, чего не скажешь о наших ребятишках. Едва ли можно их заставить читать, если в семье есть компьютер.
В последнее время в системе образования Казанского района появилось много положительного. Например, теперь в школах есть профессиональные психологи. В настоящее время они работают в Казанской, Новоселезнёвской, Ильинской, Казанской коррекционной школах.
Известно, что в своё время финны многое позаимствовали из советской системы обучения. Подходит ли на данном этапе нам финская модель образования, решать специалистам.