Медиакарта
4:07 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

ДоКОЛЕСили до края Земли

ДоКОЛЕСили до края Земли
12:41 | 17 апреля 2013
Источник:

В феврале из Тюмени на стандартных грузовых автомашинах ГАЗ-33081 «Егерь» в сторону Северного Ледовитого океана выехали участники экспедиции «Северная Земля».

Их путь пролегал к мысу Челюскин и продлился два месяца. Сейчас участники возвращаются обратно.

Зачем все это было нужно, и добились ли они желаемого результата, «АиФ» в Западной Сибири» узнал у участника экспедиции тюменца Дмитрия Кулика.

Жизнь на высоких оборотах

– Дмитрий, каковы были цели экспедиции?

– Популяризация экстремального автомобильного туризма, пропаганда здорового образа жизни, воспитание патриотизма и высоких моральных качеств. А посвятили мы экспедицию 70-летию годовщины покорения самой северной материковой точки Евразии автомобилями ГАЗ-АА, НАМИ-1, а также 100-летней годовщине величайшего географического открытия 20-го века – Северной Земли. Своим примером мы хотим показать людям, что жизнь прекрасна и многогранна, а открыть ее красоту может путешествие на автомобиле.

– А почему именно Челюскин?

– За спиной у каждого из участников большой опыт, например, трофи-рейд (соревнования по преодолению бездорожья на внедорожниках). В какой-то момент все стало неинтересным, появилось желание замахнуться на нечто более серьезное. Путь до мыса Челюскин – это настоящее испытание на прочность. Это преодоление себя, это жизнь на высоких оборотах.

– Расскажите подробнее об участниках экспедиции?

– Команда экспедиции – люди опытные. Ее руководитель Александр Еликов из Нового Уренгоя провел около 20 соревнований по трофи-рейдам как организатор и главный судья. Он – многократный победитель соревнований внедорожников в разных городах России. Также у нас в команде двое новосибирцев – Алексей Веретенин и Оксана Чернова, Ирина Мороз из Екатеринбурга, Валерий Нестеров из Нижневартовска. У каждого своя роль. Ирина, например, ведет фото– и видеосъемку, Веретенин – штурман и фотограф, Нестеров – штурман, механик, радист.

– Довольны ли вы путешествием?

– В нашей экспедиции было все, к чему стремились. И схватка с природой (проехать там, где нет и малейшего намека на дорогу, забраться на авто в горы, «переплыть» на нем реку), и одновременно любование ею. Нет ничего прекраснее, чем не тронутые цивилизацией леса, равнины! За Норильском мы видели потрясающей красоты северное сияние.

– А медведей белых не страшно было встретить?

– Слава богу, лично косолапых не видали, но шли они за нами и туда и обратно. И следы об этом говорили, и люди. Когда ночевали на озере Таймыр на рыбацкой базе, рыбаки жаловались, что уже дня два это место белый медведь кругами обхаживает. Говорили о медведях и на полярной станции мыса Челюскин. Ее мы достигли 15 марта. Из помещений там все выходили на улицу только с ружьями, потому что накануне мишка преспокойно по улице гулял и тыкался носом в окошки жилищ.

Из животных, которых мы встретили, самыми запоминающимися стали овцебыки в заливе Толя. Очень интересные животные!

– Как встретил Челюскин?

– Челюскин встретил солнцем и -40 градусами по Цельсию. Забрались мы на одну из возвышенностей, смотрим налево – Карское море, направо – море Лаптевых. Такая красота! Не каждому удается это увидеть.

– Как вам дорога, погода в пути? Какой самый сложный участок был?

– Самым сложным участками были Таймыр и мыс Оскара. Мело без остановки, на термометре -38 градусов. Перед глазами только молочная пелена. А между тем места очень холмистые: то пригорок, то канава, то спуск, то подъем. Человека ветром сбивало с ног, дверь машины чуть ли не с корнем вырывало. Ползли со скоростью 20 км/ч. Часто были поломки, машины застревали.

Но самое грозное препятствие – торосы (нагромождение обломков льда). Они были выше машин. Приходилось прорубать путь ледорубами, местами выпиливали лед пилой.

– Погода северная встретила недружелюбно, а люди?

– Очень тепло. В Хатанге местные помогли изучить город и достопримечательности: музей, церквушки, для нас даже организовали прекрасный концерт. Долганы пели нам песни на родном языке.

– Говорят, вы в пещере Миддендорфа побывали?

– Мы заложили там тайник по просьбе одного тюменского друга. Миддендорф – не единственный, кто обязан спасением этой маленькой пещере.

Море пришло в движение

– А почему вы не поехали дальше, ведь в планах была и Северная Земля?

– Решение далось нелегко. Во время нашего пути море пришло в движение, льдины где разошлись, где наплыли одна на другую. В трещинах стояла открытая вода: машина уходила в нее выше бампера. Это очень большой риск не вернуться обратно.

– А психологические притирки имели место быть в команде?

– Конечно. Но именно в такие моменты учишься себя контролировать и сосуществовать. Это, наверное, один из самых ценных уроков таких путешествий.

Кстати

Маршрут экспедиции «Северная Земля»: Тюмень – Новый Уренгой – Норильск – Хатанга – озеро Таймыр – мыс Челюскин – архипелаг Северная Земля – мыс Челюскин – Норильск – Новый Уренгой. Точка возврата – Тюмень, 20 апреля.

Досье

Дмитрий Кулик – механик и водитель с почти двадцатилетним стажем, КМС по автоспорту. Награжден медалью Министерства обороны РФ «Генерал Армии Маргелов», член «Ассоциации ветеранов ВДВ».

Участвовал в соревнованиях внедорожников, экспедициях «ТрансУрал», «Воркутинский тракт» и многих других. В 2010 г. занял первое место в приключенческой экспедиции «Соло дюн» в составе команды «За ВДВ» и в том же году стал победителем в чемпионате Тюменской области по трофи-рейдам.

Подготовила Екатерина ОГНЕВА

Фото из архива экспедиции «Северная Земля»