«Мирное небо над головой» - выставка прикладного творчества под таким названием развернулась в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне в районном краеведческом музее. Вместе с музейными работниками в ее организации приняли участие работники Передвижного клубного учреждения, не только предоставившие информацию о многих рукодельницах района, но и доставившие их работы на выставку. В экспозиции представлены изделия мастериц из сел Омутин- ского, Шабаново, Окунев- ского, деревень Крутинская, Б-Крутинская, Окуневского, Червянка. Открытие выставки посетили глава администрации Омутинского муниципального района В.Д.Шалабодов, начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики Л.И.Шабанова, директора сельских домов культуры. «Демонстрация ковров ручной работы, вязаных, вышитых изделий - дело непростое, - говорит директор Омутин- ского краеведческого музея Наталья Анатольевна Егорочкина. - Многие вещи сделаны больше полувека назад с использованием натуральных природных красителей - буксинов, которые быстро выгорают на свету. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при их транспортировке и экспозиции».
По замыслу устроителей на выставке представлены работы особых мастериц-тружениц тыла и ветеранов труда. Большинство из них с ранней юности вынуждены были работать наравне со взрослыми. Шла война, рабочих рук не хватало и девушки, девчонки-подростки трудились на ферме и в поле, становились трактористами и прицепщиками, заготавливали лес. Рукоделию учились от бабушек, мам, теток. Жизнь заставляла своими руками шить и вязать одежду, украшать дом домоткаными коврами да половичками, выбитыми шторами и скатертями. Для многих умение ткать, вязать на спицах и крючком давало возможность еще и немного заработать для семьи. Большинство мастериц до сих пор занимаются своим любимым ремеслом.
Таисия Васильевна Яковлева из с.Окуневское выросла в большой крестьянской семье. В 1941 году она училась в 4-м классе. Отца и старших братьев взяли на фронт, младшие дети остались с матерью. С ранних лет Таисия трудилась в колхозе: боронила на коровах, вязала снопы, была прицепщиком, зимой работала на лесозаготовках. После войны закончила курсы трактористов. Дисциплина была строгая, норму надо было выполнять во что бы то ни стало. В 1953 году вышла замуж, родила четверых детей. Чтобы как-то прожить, сама пряла шерсть, ткала половики, вязала на продажу кружева.
Нина Васильевна Спиридонова (д.Окуневская) воспитывалась с мачехой. Отец работал машинистом на поезде «Москва-Казань».
Жил в Москве, домой в Чувашию регулярно привозил продукты. Когда отца и несовершеннолетнего брата забрали на фронт, семья, в которой было еще семеро детей, осталась без кормильца. Нину с сестрой забрали на ферму пасти овец. Приходилось тяжело, иногда за работу давали только стакан муки. Трудности закалили характер, научили не унывать. Нина пошла по стопам отца, работала на Казанской железной дороге. А позднее переехала на ферму Окуневская, устроилась животноводом. В свободное время отдушиной для нее были вышивка и вязание. Представленные на выставке вышитые гладью полотенца и наволочки, подзо- ра - лишь небольшая часть работ, созданных руками мастерицы.
В июне 1941г. отца Лидии Васильевны Макаровой (с.Омутинское) забрали на фронт, а в сентябре умерла мама. Девочку и двух ее старших братьев разобрали тетки. Через год Лида переехала к деду, с которым жила до прихода с войны отца. Рукоделием мастерица увлеклась еще в начальных классах. Вышивать, вязать крючком ее научила мачеха, тогда всех детей приучали к какому-нибудь ремеслу. Не забросила свое увлечение Лидия Васильевна и после замужества, вязала накидки на мебель, одежду мужу и детям. На выставке можно увидеть ее панно «Роза», «Московский государственный университет». По словам Лидии Васильевны, вышивки сделаны с помощью канвы, которая пришивалась к ткани, закрепленной на пяльцах. Когда крестик за крестиком появлялся рисунок, канву убирали. Более поздняя работа - нарядные вязаные татарские тапочки. Мастерица связала их, посещая клуб «Селяночка» при обществе инвалидов.
Глядя на работы, созданные этими талантливыми женщинами, понимаешь, что рукоделие помогало им не только выжить, но отвлечься от тяжелых, полных забот и тревог будней. Словно наперекор судьбе они использовали для своих работ только яркие, жизнерадостные краски. Посетители выставки с интересом рассматривали филейную скатерть и другие изделия Марии Степановны Гутровой (д.Крутинская), Антониды Артемьевны Осинцевой (д.Новодеревенская), кружевные салфетки Зинаиды Семеновны Коротаевой, шторы с вышивкой ришелье, лоскутные коврики Нины Игнатьевны Забродиной, дорожки, ковры и филейные вышивки Марии Федоровны Брайко (д.Крутинская), скатерти, салфетки на стулья Надежды Тимофеевны Картавых (д.Новодеревенская), роскошные вязаные шали и лоскутные покрывала, выбитые шторы Анфизы Федоровны Спиридоновой (с.Окуневское), ковры, выполненные игольчатой вышивкой на холсте, Тамары Анатольевны Ямовой, модные шляпки, шали, вязаные салфетки, прихватки и скатерти, оригинальный коврик-цветок Веры Сергеевны Нохриной (с.Омутинское) и др.
Безусловный хит выставки - ковер ручной работы «Красный конь», представленный в экспозиции обладательницы звания «Мастер золотые руки», постоянной участницы выставок прикладного творчества Августы Федоровны Риффель (с.Шабаново). Это изделие - семейная реликвия. Ковер сделан мамой Августы Федоровны Маврой Филимоновной в 1960 году, но нисколько не утратил своей простой, чуть наивной красоты. Не менее хороши работы самой мастерицы. Ковроткачеством Августа Федоровна занимается почти полвека, выкладывает изделия из шерсти, махровые и гладкие ковры, дорожки, накидки на кресла и диваны. Работает на старинном станке - кроснах. Свое редкое в наше время искусство передала дочерям.
Кроме того, на выставке можно было познакомиться и со старинной технологией ткацкого искусства. К примеру, узнать о том, что на изготовление дорожки 1х4 м уходило около двух-трех недель. Вначале шерсть теребили, потом пряли, скручивали в две нитки и мотали на мотки, которые потом отправлялись в стирку и на покраску. Подготовленную шерсть сматывали в клубки, резали на короткие нити сантиметра по два (жички). На станок натягивали основу из хлопчатобумажных ниток и каждую жичку выкладывали по рисунку, который задумал мастер. Со знанием дела рассказывает о технологии ковроткачества Галина Николаевна Пальянова (с.Шабаново) - дипломант районных и областных выставок.
- Раньше один ковер выкладывали несколько человек, ходили друг к другу в помощь. Занимались этим в основном зимой, когда было меньше сельхозработ. На выкладку одного ковра размером 2,20 на 1,90 м у четверых мастериц уходила примерно одна неделя…
Несмотря на возраст Галина Николаевна продолжает заниматься ковроткачеством. Ее ковры привлекают яркостью рисунка, многообразием цветочных орнаментов навеянных сибирской природой.
За время работы выставки на ней побывали десятки жителей Омутинского района, среди них было много молодых людей и школьников. Поколению, избалованному изобилием товаров промышленного производства, сложно прочувствовать сколько кропотливого труда за каждой размещенной в витринах вещицей, лоскутным покрывалом или скатертью. Задача выставки показать богатство национальных традиций, разнообразие прикладного творчества, научить молодежь ценить и сохранять наследие старшего поколения. Ручные изделия снова в моде, в художественных салонах готовы за них платить большие деньги. Только мастеров, владеющих исконно народными промыслами, остается все меньше, а их работы становятся настоящими раритетами.
А.ПАЙВИНА
Фото А.САУТИЕВА