«Я говорю - отчего люди не летают так, как птицы?», - восклицала Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза». И, наверное, об этом задумываются многие люди. А вот я, например, в детстве очень часто летала, правда, во сне – там, в ночной дали, парила в небесах с какой-то особой радостной лёгкостью, наблюдая сверху за землёй. Оказывается, в это время просто росла (по крайней мере, так растолковывала мои сновидения мама). Тогда я ещё не читала монолога Катерины, но, видимо, фантазия человека не знает предела, и мысли неслись в одном направлении с мечтаниями книжной героини. Став более взрослой, смогла увидеть, как люди летают - пусть не сами, а с помощью машин, но всё равно – классно!
-К чему такие разговоры? – спросите вы. Отвечу – это обыкновенное предисловие к рассказу о необыкновенном, как думалось когда-то. Начну издалека…
Дело в том, что жила наша семья не в районном центре, а неподалёку - в небольшой деревушке, но мне повезло – я была частой гостьей у армизонской бабушки, которая обитала рядом с чудесами. Да, да, именно, с чудесами, ведь здесь «жили» самолёты, пусть маленькие, но зато самые настоящие. Аэровокзал находился далеко от бабулиного домика, но это не останавливало – вместе с соседской ребятнёй бегала поглазеть на удивительные летательные аппараты. По иронии судьбы, спустя много лет, я живу почти на том самом месте, где взлетали и приземлялись «железные птички». Но это будет потом, а пока… детские души поднимались ввысь вместе с ними и неслись в небо. Детвора падала на полянку и, прищуриваясь, сквозь цветное стекло рассматривала интересующий их объект, окружённый диковинными облаками, которые плыли рядом, то и дело меняя форму… Вот, кажется, возле самолёта вдруг пробежал медведь, а вот уже и человечек с большущим носом, а вот и парусник поднялся на вздыбившейся волне… Так хотелось потрогать руками этот влажный белоснежный комок, узнать – какой он на ощупь? Или, когда облачки напоминали лёгкие перья, растеребить в пушинки и разбросать по небу, чтобы они рассекали недосягаемую высь, как маленькие самолётики. Такие дивные мысли будоражили наше воображение, ведь ребячьи сердца завидовали подобному соседству.
С тех пор прошло немало времени, многое забылось, но всё же иногда, где-то в глубине сознания, взлетают необыкновенные «железные птички», напоминая о себе, может быть поэтому я решила написать о чуде из детства – местном аэродроме. Конечно же, первым делом обратилась за помощью в архив. И каково же было моё изумление, когда нашёлся всего лишь один небольшой документ, датированный 26-м февраля 1976 года. Это было решение Исполкома Армизонского Совета депутатов об отводе земельных участков под строительство, за подписью председателя Испокома Г.И. Егорова и секретаря А.Г. Логинова. В нём говорилось: «Утвердить акт выбора земельного участка под строительство аэровокзала». Казалось бы событие для сельской местности неординарное, но оно прошло как-то стороной что ли? Даже в районной газете «Знамя Ленина» за 1976 год отыскалась всего лишь маленькая заметочка о функционировании интересующего меня объекта.
Но, к счастью, люди не забыли те времена.
«О-о-о! Хорошо помню, как над Армизоном летали самолёты! Не знаю зачем, но будучи ребёнком записывала мелом на стене сарая их номера», - сказала одна знакомая, а другая вторила: «Мой папа был трактористом-дорожником и очень часто работал на аэродроме, иногда он договаривался с лётчиками, которые, вылетая на обработку полей, брали меня с собой». И подобных рассказов очень много!
«Зимой рейс до города Тюмень совершался через Капралиху, где подсаживали пассажиров, - припоминает мой отец. – Холодно было в этих «аэропланах», но зато появилась возможность быстрой доставки до пункта назначения – заплатишь за билет 6 рублей и через 54 минуты на месте».
Вроде бы для того времени деньги-то немалые, но автобусом добираться не очень удобно было, так как они ходили до Омутинки, а далее - на поезде.
Многие из тех, с кем посчастливилось пообщаться, при разговоре часто упоминали С.Н. Чапаева – начальника аэродрома, и А.И. Сенкевич – аэродромную рабочую. Степана Николаевича, уже, к сожалению, нет, а вот с Анастасией Исаковной встреча произошла, благо живёт она в райцентре.
-Изначально взлётная полоса была там, где сейчас улица Гагарина, - начала рассказ моя собеседница, - но территорию посчитали маленькой и перенесли на место теперешней улицы Полевой. Зал ожидания находился в небольшом домике, и наши кабинеты, с нужной аппаратурой - там же. Рейсы действовали по направлениям – «Ишим – Бердюжье». А когда народ стал всё больше и больше пользоваться услугами «летательных аппаратов», сделали – «Ишим – Бердюжье – Тюмень», а позднее - от нас до Бердюжья, а потом на Петропавловск,- продолжила Анастасия Исаковна. - Перед тем, как прибыть самолёту, мы связывались по рации с экипажем, узнавали – сколько свободных мест, и только потом начинали продавать билеты. Обязательно следили за тем, чтобы на полосе не было никаких животных и людей, сообщали направление ветра, выкладывали на ней знак – букву «Т» из полотна: зимой - чёрный, летом - белый. Благодаря чему лётчик с высоты видел - куда нужно приземляться… У нас садились не только пассажирские самолёты, но и те, что обрабатывали поля, конечно, специально оборудованные…
Я думала, опираясь на архивный документ, что аэровокзал образовался у нас в районе в 1976 году, но, оказывается, это совсем не так. Дело в том, что А.И. Сенкевич трудилась там с 1964 года, о чём и свидетельствует запись в трудовой книжке: «Принять аэродромной рабочей первого разряда в Тюменский объединённый авиаотряд». Но в местном хранилище не нашлось документов за тот период, и я поняла - почему, только когда прочитала книгу «Озёрный край, украшенный трудом», посвящённую 85-летию района. Всего лишь одна строчка разъяснила всё – «…Окончательную самостоятельность Армизонский район обрёл 12 января 1965 года»…
Моей помощнице в этом вопросе, аэродромной рабочей Анастасии Исаковне, в 1976 году присвоили второй разряд, а в 1983 сократили, десять месяцев не хватило до ровного счёта – двадцатилетнего стажа…
-Не помню, почему грянуло сокращение? - размышляла пожилая женщина. - Может быть, дело уже к закрытию шло… Мне предложили доработать в Тюмени, но куда от мужа и детей поедешь? Так вот и пропал весь мой «лётный» стаж. А аэровокзалом наш аэродром стал называться в 1976 году, когда его совместили с автовокзалом…
Каждый раз, когда я находила нового свидетеля тех событий, открывались какие-то свежие факты, как и при беседе с А.Г. Логиновым. Но прежде, чем наша встреча состоялась, я тщетно, несколько дней подряд набирала номер телефона Афанасия Григорьевича - в ответ слышала только длинные гудки... Оказывается, он приболел и лежал в больнице. Что делать? Решила рискнуть и побывать в лечебном учреждении без предупреждения. Бывший секретарь Исполкома, а ныне пенсионер, несмотря на недомогание, с энтузиазмом откликнулся на мою просьбу рассказать всё, что он знает по данной теме.
-Решение об отведении участка принималось в 1976 году просто потому, что когда-то земля под аэродром была выделена без какого-либо документального подтверждения. А он уже давно действовал, и начальником значился С.Н. Чапаев, - сообщил мужчина. – Степан Николаевич был глубоко порядочным, добрым человеком, любил свою работу и относился ко всему ответственно и с душой. Мы много общались, так как дружили семьями…
Вот видите, прошло немало лет с тех пор, но в народной памяти живёт маленький железный помощник, пусть не очень комфортно, но гораздо быстрее доставляющий пассажиров к намеченной цели. И, конечно же, люди, без которых существование необыкновенного чуда из детства было бы просто невозможным.
Сейчас на месте взлётной полосы уютно расположились дома, и только оставшаяся часть поля напоминает о былом его применении.
Стоит ли жалеть об утраченном? Даже сама не знаю, что ответить… Многое, чем был богат наш район, ушло в небытие, но взамен появилось что-то другое… Хотя могу с готовностью перечислить всё, что исчезло, и затрудняюсь сказать о том, что возникло. Даже растерялась, ведь кроме как о благоустройстве, жилье и торговых точках поговорить-то и не о чём. А вообще-то - я не права… Ведь как здорово пройтись по недавно появившемуся парку… А церковь? Даже сейчас, когда она ещё строится, душа поет, радуясь такому великолепию. А какой красавицей стала школа! Всё-таки наш родной Армизонский район не поник - потихоньку набирая обороты, расцветает. И, может быть, в скором времени откроются новые предприятия, появятся рабочие места, и не станут армизонцы уезжать на заработки в далёкие края, а будут востребованы здесь, у себя дома. Кто знает, вдруг снова вернётся то доброе, что было в бывшем СССР. Если вам кажется странным и даже неправильным моё ностальгическое завершение - пишите, звоните - поспорим!