Медиакарта
20:03 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Предприниматели района: их притесняют или подталкивают к конкуренции?

…Этому, мягко говоря, противостоянию немало лет, оно то затихает, то разгорается с новой силой, но, к счастью, не перерастет в серьёзный конфликт. Регулярно идут письма на самые различные уровни, тема постоянно муссируется во время встреч и бесед, «делегации» обивают пороги властных кабинетов… Суть обращений проста: местные предприниматели протестуют против «засилья» приезжих, для которых, якобы, создаются самые благоприятные условия, тем самым притесняются жители района. Очередной виток дало письмо, поступившее в районную газету «Армизонский вестник» в первых числах апреля. И хотя согласно закону «…редакция не обязана пересылать письма тем органам, организациям, должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение», поскольку тема была действительно наболевшая, мы передали его в администрацию района, куда оно и было адресовано. Ответ, тем не менее, предприниматели просили дать через газету.

…К сожалению, опубликовать на страницах «Армизонского вестника» весь текст письма, под которым стоит 16 подписей, не представляется возможным – некоторые изложенные в нём мысли могут повлечь довольно серьёзные последствия именно для районной газеты, вплоть до обвинений в нанесении морального и материального ущерба. Тем не менее, воспользовавшись статьей 42 Закона о средствах массовой информации: «Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма…», мы кратко изложим его содержание.

В обращении к администрации района предприниматели отмечают, что вопрос по урегулированию розничной торговли до сих пор не решён. Местных перевели в помещение нового торгового центра, где довольно существенная арендная плата, а для приезжих отдельным распоряжением выделены три ярмарочных дня на рынке. Процветает так называемая «баульная распродажа» товаров на рабочих местах армизонцев, многие организации предоставляют свои помещения под торговлю. Без внимания остаются факты грубого нарушения правил торговли в магазинах, открытых бизнесменами, которые, возможно, даже не имеют регистрации в Российской Федерации. «Много говорят о здоровой конкуренции, но для неё нужны равные условия, - пишут предприниматели. – Налоги повышаются, приезжие объясняют, что платят их – но кто и сколько? И как выжить нам, если растут коммунальные платежи, аренда?

Говорят – у приезжих ассортимент больше и лучше. Так ведь мы везём товар, в основном, из одних и тех же мест! Просто у них товарооборот быстрее происходит, соответственно – и обновление товара».

В завершении обращения предприниматели предложили периодически проверять у приезжих бизнесменов соблюдение правил торговли и регистрацию, полиции тщательно контролировать уличную торговлю, запретить «разноску» товаров по организациям и сократить ярмарочные дни до одного в неделю.

Ответ на письмо даёт первый заместитель главы района А.Е. Филиппов.

-С 1 января 2013 года уличная торговля попала под запрет – все предприниматели, согласно закону, должны быть обеспечены помещениями. Замечу, что нам повезло в этом отношении – нашёлся инвестор, который без привлечения бюджетных средств построил новый торговый центр, куда с холода, ветра и дождя смогли перейти наши бизнесмены. В то же время, в законе есть оговорка, что органы местного самоуправления могут определить дни ярмарочной торговли для приезжих коммерсантов, что и было сделано по распоряжению главы района. Пока под это дело отведена территория старого рынка, но со временем он будет ликвидирован, и, вероятнее всего, к середине года новым местом для ярмарочных дней станет площадка перед торговым центром. В настоящее время определяются границы земельного участка, который будет выставлен на торги. Тот, кто его приобретёт, займется и оборудованием рынка: обязательно должно быть проведено благоустройство территории и оборудованы торговые ряды. Что касается теперь уже старого рынка, сразу оговорюсь – оператором по организации торговли, выигравшим аукцион, там определено ООО «Центр», которое также предъявляет счета для оплаты арендной платы за места. Естественно – она ниже, чем в новом торговом помещении. Мы провели встречу с приезжими предпринимателями, согласовали их работу с налоговой инспекцией, и могу ответственно заявить – за торговлю они вносят определённую сумму в качестве налога именно в наш бюджет. Согласен – деньги небольшие, иной раз на отчетность по ним тратится больше бумаги, но это всё-таки идёт на поддержку района.
Почему мы определили три ярмарочных дня, «в отличие от всей страны, где запрещается уличная торговля»? Давайте не будем лукавить: два – три района, где пошли по пути минимизации ярмарочных дней – не вся Россия. Администрация пошла именно навстречу абсолютному большинству населения – на сходах граждан, прошедших во всех поселениях, это было одним из вопросов, и везде сельчане были категорически против определения только одного дня для приезжих предпринимателей, это даже запротоколировано – именно три признавали оптимальным вариантом. Одна из причин - занятость местного населения и частое отсутствие возможности выехать в райцентр именно в определённый день. Также упоминалось, что приезжие, возможно, в силу прямой зависимости доходов от скорости товарооборота и дополнительных расходов на доставку товаров, внимательнее следят за покупательским спросом, оперативнее выполняют заявки (в течение 2-3 дней), до-пускают возможность торга и снижения стоимости товаров. Говорят, что покупатель голосует кошельком… И это напрочь отвергает ничем не обоснованные заявления о том, что у кого-то из приезжих качество товара хуже, чем у местных: если покупают – значит, оно, наоборот, выше.

Не то что не хочет, а даже не имеет права вмешиваться адми-нистрация в дела организаций, предоставляющих свои помещения для торговли, ибо деньги, полученные за аренду, являются для них дополнительным источником финансирования, и даже есть планы по предоставлению платных услуг. Замечу – все документы о законности торговли проверяются в обязательном порядке. Другой разговор - «ходоки» с баулами: здесь, думаю, всё зависит от руководства организаций и предприятий, ведь нарушается распорядок дня, работа останавливается… К тому же, я не уверен в том, что у всех «коробейников» есть лицензия на предпринимательскую деятельность. Этот вопрос будем решать, в том числе и с привлечением правоохранительных органов.

О, якобы, отсутствии регистрации у некоторых предпринимателей могу сказать, что Федеральная миграционная служба тщательно и систематически проводит проверки, и при выявлении нарушений выдаёт предписания, которые выполняются в срок. Претензий к этому вопросу нет, а если бы были, то, зная суммы штрафов, могу предположить, что даже довольно богатый предприниматель, заплатив их, «прогорел» бы за месяц, несмотря на весь свой значительный товарооборот. В плановом режиме проверяет всех и Роспотребнадзор, и, замечу, все действия его специалистов согласовываются с прокуратурой: просто так – захотел, проверил, выписал штраф – не проходит.

Обсуждать, возмущаться, настаивать на своей правоте можно много и… безуспешно, ибо абсолютно все действия по организации ярмарочной торговли обоснованы и законны. Почему это считается ущемлением местных предпринимателей - не пойму, как и их «угроз» о закрытии бизнеса. В любом (а в торговом – особенно!) деле, если что-то не получается, прежде чем искать виноватых, стоит внимательно посмотреть на себя. Я уже не раз говорил руководителям сельхозпредприятий, и те же слова могу сказать бизнесменам: во-первых, в наших условиях в принципе не может быть прибыли под 200, а то и 300%, которые некоторые мечтают иметь, значительно повышая цены. А ведь доходит до того, что в Армизонском районе стоимость некоторых вещей даже выше, чем в «дорогущей» для многих Тюмени. Доставка? Извините: если бы вы везли один детский костюм, то - да, она обошлась бы солидно, и наценки потребовала серьёзной, но ведь этого нет… Может для кого-то это будет новостью, но приведу такой, удивительный, но статистически подтверждённый факт: в нашем районе самый низкий по области уровень заработной платы, как и доходы населения, но в то же время – довольно большой покупательский спрос, и самые высокие цены…

У любого настоящего бизнесмена спроси – что является основой его дела? И он скажет, что это – не забить магазин «под завязку», «накрутить» цены и ждать целый месяц, что всё раскупят, а главное – товарооборот, качество товара, моментальная реакция на спрос и ассортимент.

Кстати, о ассортименте наших магазинов: уже не говоря о женщинах, которым трудно угодить, и которые справедливо хотят выглядеть модницами, а не «деревенщиной в фуфайках», те же мужчины не могут купить нормальный костюм. Хорошей зимней одеждой, в основном, нас тоже снабжают приезжие. Беда ещё и в том, что за действительно качественным, модным, пользующимся спросом товаром многие армизонцы идут даже не к ним, а едут в соседние районы и города, или ждут «заграничных» торговцев. Это касается не только вещей – нельзя купить нормальный и в большом объеме строительный материал, только заказывать и две недели ждать… Незаполненных, как, впрочем, и заполненных, но не тем, что нужно, ниш в нашем районе – великое множество, нужно только внимательно проанализировать рынок и ситуацию.

В обращениях в администрацию нередко фигурирует фраза – «если покупают у нас, то деньги остаются в районе». Абсолютно неверно. Налоги – да, но ведь те десятки тысяч рублей, которые отдают армизонцы за вещи, вы увозите на оптовые базы…

Некоторые предприниматели сетуют на высокую арендную плату в новом торговом центре. Во-первых, скоро должен открыться ещё один – выбор будет за ними, и, кстати, никто не запрещает участвовать в ярмарочных днях на рынке, как и ставить палатки во время проведения каких-либо районных мероприятий, организовать выездную торговлю в селах и деревнях района. Во-вторых, может быть, они ещё недостаточно ощутили всю выгодность торговли «под крышей», где, извините, даже туалет тёплый. Покупатели имеют возможность не торопясь делать свой выбор, примерять и, конечно, приобретать. Я не делал специального анализа, но по отзывам знакомых – в торговом центре, кроме фирменных магазинов, больше стало народа именно у местных предпринимателей. Открылся кафетерий. Дело только за вами, я повторюсь – нужны качество, ассортимент, нормальные цены, реакция на спрос, и в конечном итоге – ускоренный товарооборот. Ответ на свой вопрос, в принципе, предприниматели дали себе сами в том же письме – «мы же сидим на месте, как мы можем конкуриро-вать»… Запрещать, ограничивать деятельность приезжих торговцев, которые действуют в правовом поле, администрация не будет не только потому, что это противоречит закону, но и потому, что это затрагивает интересы большинства населения.

Напоследок добавлю: любой спорный вопрос можно решить, если только подходить к нему с позиции поиска компромисса. Администрация, в свою очередь, всегда готова к диалогу на любую тему, которая, воплотившись в реальность, принесёт пользу району.

Автор: Владимир МЕЛЕШКО